Палата представителей конгресса США поддержала поправку к бюджету министерства обороны на 2021-2022 финансовый год, которая запрещает американцам сделки с российским государственным госдолгом на вторичном рынке.
Почему так странно была оформлено новое усиление санкций – в виде поправки к бюджету министерства обороны, а не отдельным законом? Не в первый раз уже, кстати. Всё просто. В США конгресс – это место для дискуссий. В отличие от российской Госдумы. И дискуссии эти, порой, бывают очень жаркими. И законопроекты, бывает, не утверждаются. Но даже, если всё же утверждаются в палате представителей, то могут не пройти сенат. Если же и сенат пройден, то законопроект может быть отклонён президентом. А всё потому, что в США ни у кого нет монополии на власть. В США существует политическая конкуренция. Да и вообще, отдельный закон может приниматься достаточно долго, если он не является остро необходимым здесь и сейчас. Процедура же принятия бюджета давным-давно отлажена. Поэтому, если в американских элитах существует межпартийный консенсус по какому-то вопросу (а по вопросу санкций в отношении российских властей такой консенсус есть) – вопрос для ускорения процесса прицепляется к бюджету.
То, что такие санкции рано или поздно будут введены, было понятно уже давно. Удушение различными способами экономики противника с целью ускорить его капитуляцию – это старая тактика так называемых западных демократий. Она дважды применялась против Германии (в первую и вторую мировую войну), она применялась против Японии (во вторую мировую войну). Она применялась против СССР в 70-80-х годах прошлого века. Помните так называемую "Поправку Джексона – Вэника (Jackson–Vanik amendment)? Сегодня она применяется против России. Из крупных стран под удушающими экономическими санкциями находится также Иран.
Если стратегия западных стран проста и понятна, то тактика каждый раз разная. Зависит от многих факторов. В случае с нашей страной западные страны используют эффект "Лягушка в кипятке". Санкции вводятся постепенно, маленькими порциями, по чуть-чуть. Лягушка не должна делать резких и неожиданных движений. Она должна тихо и мирно свариться. Сдохнуть.
Например, в случае с санкциями на российский государственный долг всё происходит именно так. В августе 2019 года американским инвесторам запретили участвовать в покупках при первичных размещениях российских государственных еврооблигаций. То есть, сначала запрет касался только валютных российских государственных облигаций. И только при первичном размещении. На вторичном рынке покупки были не запрещены. В апреле 2021 года запрет был расширен на первичное размещение уже рублёвых российских государственных облигаций. На вторичном рынке покупать американцам не запрещали. И вот теперь американцам полностью запрещено покупать российские государственные облигации в любой валюте.
Как говорил древнегреческий философ-скептик Секст Эмпирик: "Медленно мельницы мелют богов, но старательно мелют". Впрочем, ни Россия, ни российские власти, на богов совсем не похожи.
А теперь посмотрим, как санкции в отношении российского государственного долга скажутся на российской экономике? Если кратко – в ближайшей перспективе почти никак. На это прозрачно намекает динамика рынка облигаций после публикации информации о санкциях. Рынок даже не шелохнулся. Ему было всё равно.
Почему? Потому что Банк России уже давно подготовился к подобному варианту развития событий. В мае 2020 года ЦБ создал теоретическую базу для замещения российскими госбанками иностранных инвесторов (смотри статью
"ЦБ достал из чулана печатный станок и запустил на полную мощность. Эпизод 2. Количественное смягчение"). А в октябре запустил эту схему в работу (смотри статью
"Количественное смягчение в России началось. Осталось понять, когда рубль падёт в пропасть?"). Если надо будет, всех иностранцев заместят российские госбанки.
Так значит, бояться совсем нечего? Порвём клятых пиндосов, как тузик грелку? Увы, к величайшему сожалению, это совсем не так. Потому как наша страна за тридцать лет после распада СССР действительно превратилась в того самого тузика. Вот только США – это совсем не грелка из анекдота. Они, как были волкодавом, так им и остались. Просто сравните размеры наших экономик – 21 трлн долларов у США против 1,5 трлн долларов у России.
Если посмотреть на график
"Индекс российских государственных облигаций RGBI", то становится грустно. Для тех, кто понимает. Из сложившейся картинки видится движение только вниз. Возможно, не завтра. И даже не послезавтра. Но в любом случае только вниз. Российские облигации будут падать в цене. А их доходность – расти. Такое поведение облигаций возможно только в кризис. И соломка, заранее тщательно постеленная российским ЦБ, не поможет.
Что касается дальнейшего усиления санкций, то этот процесс неизбежен. Как восход солнца на востоке. Пока у власти в России будут находиться ныне действующие лица. И бояться надо не санкций на госдолг. И даже не отключение российских банков от SWIFT (смотри статью
"Постоянная шумиха вокруг возможного отключения России от SWIFT начинает утомлять. Проблема яйца выеденного не стоит"). Бояться, на самом деле, надо двух событий.
1. Закрытие западными банками корреспондентских счетов российских банков. Это остановит любые платежи по экспорту и импорту. Россия не сможет получать валюту за экспортные поставки и не сможет оплачивать импортные поставки.
2. Эмбарго на экспорт российской нефти. Это будет самый настоящий крах российской экономики. Экспорт сырой нефти из России примерно равен половине её добычи. О том, что произойдёт при падении добычи нефти в России в два раза, я недавно писал (смотри статью
"Россия скоро может стать импортёром нефти, страна и бюджет потерять доходы от добычи и экспорта нефти, а население обнищать").
Именно эти санкции будут иметь эффект взрыва атомной бомбы для всей российской экономики. Все остальные санкции Россия переживёт.