ЦБ скоро предложит банкам новый способ пополнения ликвидности – долгосрочные репо. Банки смогут получать у регулятора деньги под залог ценных бумаг. В настоящее время центробанк считает ценными бумагами только государственные облигации типа ОФЗ, облигаций субъектов РФ и муниципальных образований (но только с наивысшим кредитным рейтингом по национальной шкале). Сделки регулятор планирует проводить ежемесячно. Сроки кредитования банков – один месяц и один год.
Это надводная часть айсберга. То, что видно всем. Но если посмотреть на происходящее под другим углом, то предложенный Банком России механизм есть не что иное, как так называемое количественное смягчение (Quantitative easing, или QE). Российский ЦБ по закону не имеет права напрямую финансировать расходы бюджета. Как и большинству других центробанков мира.
Но никто не запрещает регуляторам проводить следующую схему. Министерство финансов предлагает банкам государственные облигации, те сразу после покупки несут их в центробанк, где в обмен на них банки получают обратно деньги, только что потраченные на покупку облигаций. Банки в этой схеме играют роль посредников между бюджетом и центробанком. Таким образом, все остаются довольны. ЦБ формально выполнил требования закона. Банки зарабатывают на разнице процентов между облигациям и кредита центробанка. Бюджет получил деньги фактически из воздуха. Ибо это ничем необеспеченная эмиссия в чистом виде. В проигравших может оказаться только население страны.
Первой страной, воплотившей в жизнь эту схему, стала Япония в 90-х годах прошлого века. Начинал Банк Японии тоже с государственных облигаций. Теперь он готов брать в залог всякий мусор. В смысле ценные бумаги с неинвестиционным, то есть мусорным, рейтингом. Во время кризиса 2008-2009 годов по тому же пути пошли все развитые страны. Тоже начали с государственных облигаций.
Теперь по тому же пути собирается пойти Россия. Понятно, почему. По данным российского минфина, при цене на нефть в 30 долларов за баррель дефицит федерального бюджета составит 4 трлн рублей. Теоретически, всю эту сумму можно взять из фонда национального благосостояния (ФНБ). Однако, на 1 апреля 2020 года в фонде было всего 12,4 трлн рублей. То есть, средств фонда хватит всего на 3 (три) года при сохранении нынешних условиях длительное время. Кстати, ещё в марте министр финансов Антон Силуанов считал, что резервов хватит на гораздо больший срок: "При нынешних ценовых пропорциях на нефтяном рынке таких запасов нам хватит как минимум на шесть лет".
Судя по той скупости, с которой российские власти помогают российской экономике выйти из экономического кризиса, в котором та оказалась благодаря карантинным мероприятиям и обвалу цен на нефть, тратить ФНБ в сколь-нибудь значимом размере они не намерены. Понять их можно. Психологически страшно остаться у разбитого корыта совсем без запасов на чёрный день. Поэтому и появился вариант с количественным смягчением.
Понимает ли ЦБ, что запустив количественное смягчение, он открывает ящик Пандоры, закрыть который в дальнейшем не получится? Не уверен. Пример той же Японии у всех на виду. Тех же США. Той же Европы. Даже если сейчас все причастные к принятию данного решения уверенно говорят, что с помощью долгосрочного репо планируется профинансировать дефицит бюджета 2020 года всего на 1-1,5 трлн рублей, в действительности всё, скорее всего, будет не так. ЦБ будет всё больше и больше печатать, печатать, печатать… Как Банк Японии, как ФРС, как ЕЦБ.
Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев недавно заявил: "Это не приведет к проблемам с погашением, это никакая не пирамида. Есть целый ряд классических признаков пирамиды госдолга – ни одного из этих признаков у нас нет". Что-ж, скоро узнаем, правду ли он сказал.
Естественно, рубль на всё это безобразие не будет смотреть равнодушно свысока. Рубль улетит в бездну. Конечно, не сразу. Даже не в текущем году. Но
"600 рублей за доллар", о которых я говорил месяц назад – эта перспектива становится ближе.