Все последнее время у многих участников финансового рынка начала расти озабоченность в связи с ростом процентных ставок на долговом рынке. Дело в том, что ставки на долговом рынке медленно, но верно, падали в течение 39 (тридцати девяти) лет, начиная с 1981 года. В августе 2020 года по десятилетним государственным облигациям США был достигнут абсолютный минимум процентной ставки за всю доступную историю наблюдений (с 1962 года) – 0,52% годовых (смотри график
"Процентные ставки по десятилетним государственным облигациям США"). С тех пор ставки непрерывно растут. К 8 марта 2021 года они выросли уже в три раза – до 1,59% годовых.
Рост процентных ставок долгового рынка неизбежно приводит к росту стоимости обслуживания долга. А это дополнительные расходы у всех должников. И у физических лиц, и у корпораций, и у государства. Для примера и очень грубо: если в прошлом году для обслуживания долга в 100 000 долларов требовалось уплатить 500 долларов, то в нынешнем придётся где-то найти уже 1 500 долларов. Это если ничего не изменится. А что будет дальше? Кто-то сможет найти требуемую сумму, а кто-то уже нет. Неизбежно начнутся дефолты.
Напомню, что мировой экономический кризис 2008-2009 годов начался, по сути, в 2006 году в США из-за постепенного роста процентных ставок (смотри статью
"США медленно сползают в "Великую депрессию II"). Их рост неизбежно привёл к росту ставок по ипотечным кредитам. Тут же начались дефолты среди sub-prime заёмщиков. Следом начались дефолты ипотечных облигаций и различных производных ценных бумаг, выпущенных на основе ипотечных облигаций. И понеслось.
С тех пор прошло всего 15 лет. Поколение не сменилось. Участники и очевидцы тех событий, в основном, живы и здоровы. Они ничего не забыли, и их приводит в ужас возможность повторения тех событий. А они вполне реальны. Ведь с ростом процентных ставок на долговом рынке растут также и ставки по всем видам кредитов. Например, по ипотеке в настоящее время ставки находятся вблизи абсолютных минимумов (смотри график
процентные ставки по ипотечным кредитам в США). Но это пока.
А теперь представьте, что сорокалетний тренд на снижение процентных ставок закончился, и теперь они будут расти. С небольшими откатами, но общий тренд с падающего изменится на растущий. Ведь все тренды когда-нибудь заканчиваются. Представили? Для тех, кто не смог этого сделать во всей красе, подскажу неизбежные последствия оного – нас ждёт очередная "Великая депрессия". Или даже "Величайшая депрессия", с учётом количества накопленных долгов во всём мире.
И что совсем плохо – на этот раз правительства подавляющего большинства стран мира уже ничем не смогут помочь своим гражданам и бизнесу. Потому что они сами в долгах, как в шелках.
Рассмотрим опять на примере США. До кризиса мирового экономического кризиса 2008-2009 годов доля долгов федерального правительства США к ВВП составляла всего 41%. А сейчас уже 108% (смотри график
Отношение государственного долга США к ВВП). Такова оказалась цена выхода из кризиса 2008-2009 годов.
Кстати, обратите внимание, как быстро вырос американский государственный долг всего за один прошедший год. Сразу аж на 20 процентных пунктов. В абсолютном размере долг вырос на 4 трлн долларов. Такова оказалась цена китайского вируса для американской экономики с точки зрения государственного долга.
И новый долг правительства взять на себя не смогут. Нет, теоретически, конечно, смогут. По всё более высокой ставке. Потому что риск неплатежеспособности и банкротства такого государства в некоем будущем будет расти очень быстро. За этот риск инвесторы будут требовать всё большую и большую премию. Но каждый новый кредит, взятый по всё более возрастающей ставке будет всё быстрее приближать такое государство к дефолту и банкротству.
Так что всем стоит начать готовиться к приходу "Великой депрессии". На всякий случай.