Урок, преподанный банком "Траст" в отношении рисков владения так называемыми кредитными нотами банка (credit linked notes, CLN), не пошёл впрок. Его пришлось повторить.
CLN – это весьма странный финансовый инструмент. Ноты, как правило, выпускает абсолютно посторонняя для банка компания, которая передаёт полученные от продажи нот средства банку в виде кредита. По окончании срока обращения нот банк возвращает компании кредит вместе с процентами, а та расплачивается с покупателями нот.
Система с нотами работает хорошо ровно до тех пор, пока хорошо работает банк. Потому что, если в схеме с нотами появляется субординированный кредит, за счёт средств которого можно пополнить капитал банка, то, при падении нормативов ниже определённого значения, средства этого кредита списываются в капитал, и банк перестаёт быть должным по кредиту. Фактически, это означает, что покупатели кредитных нот полностью теряют свои деньги.
Именно это и произошло несколько лет назад кредитными нотами банка "Траст". В интервью бывший совладелец банка "Траст" Ильи Юрова заявил, что его банк выпускал CLN с 2009 года по 2014 год. По его словам, это был достаточно распространённый среди российских банков финансовый инструмент: "[CLN], начиная с 2001-2002 годов, использовали, как минимум, 20 российских банков". Ноты "Траста" покупали, и физические лица, и компании. Физические лица, при этом, были не простыми бедняками с улицы, а привилегированными vip-клиентами, которым ноты предлагались на существенные суммы, как альтернатива банковскому вкладу, под более высокий процент. Все владельцы CLN банка "Траст" потеряли свои деньги.
Теперь выясняется, что в похожую ситуацию вляпались vip-клиенты "Промсвязьбанка". Им точно также предлагали кредитные ноты в качестве альтернативы банковскому вкладу. Им точно также сулили более высокие проценты. Им рассказывали, что это "почти как депозит", что бумажки выпускаются "под гарантию самих Ананьевых".
Что это было на самом деле? Это были облигации компании Peters international (Cayman) limited", принадлежащей братьям Ананьевым. Срок погашения бумажек составлял два года с купонами 5,75-6,25% годовых в долларах и 5,15-5,25% годовых в евро. Бумажки находятся за балансом "Промсвязьбанка" и не обращаются на бирже. Гарантами исполнения обязательств по ним выступали компании Peters International N.V. и Promsvyaz Capital B.V., также принадлежащие братьям Ананьевым.
В январе владельцы бумажек не получили положенный им купон. Наступил технический дефолт. "Промсвязьбанк" отстранился от данной проблемы, заявив, что является лишь техническим агентом по сбору и перечислению денег и бумажек. Бумажки эти никак не застрахованы государством, так что их владельцам можно уже начинать прощаться со своими деньгами. Вряд ли граждане Ананьевы будут настолько милы, что вернут средства инвесторам. Скорее, они их прикарманят, посчитав некоей компенсацией за потерю своего "Промсвязьбанка", отправленного ЦБ на санацию в "Фонд консолидации банковского сектора".
Есть такая фраза: "Один раз – случайность, два – совпадение, три – закономерность". Мне кажется, что в случае с банковскими CLN не стоит ждать третьего раза. Всё уже должно быть понятно и так. Точно также, как и в случае с банковскими субординированными облигациями. Этих инструментов нужно избегать, если вы не хотите потерять свои деньги. Это слишком рискованные инвестиции. Сегодня банк красивый, надёжный, твёрдо стоящий на ногах, а завтра в него приходит временная администрация, обнаруживает "дыру" в капитале на десятки и сотни миллиардов рублей, и все инвестиции во все его облигации списываются.
Да и вообще, в любой российский банк не стоит нести больше 1,4 млн рублей. В абсолютно любой. Даже в
"Сбербанк". Он тоже может отказаться возвращать ваши деньги.