Начну издалека. Санация "Балтийского банка" стала одним из самых удачных примеров спасения банка от банкротства. Говорят, так считают, и в "Агентстве по страхованию вкладов" (АСВ), и в ЦБ. Что получилось в итоге этой санации? "Балтийский банк" прекратил своё существование. Санатор, в лице "Альфа-банка", последовательно
закрыл все офисы "Балтийского банка", кроме одного единственного. Но и он в будущем будет закрыт. А всем клиентам "Балтийского" "Альфа-банк" порекомендовал перевести свои счета к себе. Вспоминается красивая фраза Меровингена из "Матрицы": "Я выпью её время залпом". "Альфа" выпила "Балтийский". Не залпом, конечно. Она его высасывала медленно и степенно, никуда не торопясь.
А теперь я предлагаю вспомнить замечательные слова из произведения Михаила Жванецкого "Охрана природы" (1975): "Что охраняешь – то имеешь! Ничего не охраняешь – ничего не имеешь!".
К чему я предложил вспомнить эти жизненные, и по сей день, слова? К тому, что стал известен персональный состав команды спасателей "Промсвязьбанка" (ПСБ) от банкротства.
Руководителем временной администрации ПСБ с самого начала был назначен Дмитрий Пожидаев, работавший в "Балтийском банке" с октября 2014 года. Он последовательно был директором по развитию, вице-президентом, заместителем председателя правления, временно исполняющим обязанности председателя правления. С конца декабря 2017 года финансовым директором ПСБ назначен Евгений Смирнов, работавший в "Балтийском банке" с 2015 года. Он возглавлял финансовую дирекцию, а в 2017 году был назначен председателем правления банка. Но самое интересное, что, по данным некоторых СМИ, следом за этими двумя банкирами, из "Балтийского банка" в ПСБ перейдут ещё несколько человек.
А перед этим весь рынок наблюдал массовый исход банкиров из ВТБ24 в банк "Открытие". Возглавлял процесс теперь уже бывший руководитель первого Михаил Задорнов. Здесь можно также вспомнить о несколько странных, почти родственных, отношениях, сложившихся в последние несколько лет между ВТБ (чьим дочерним банком является ВТБ24) и "Открытием". У сторонних наблюдателей могло сложиться впечатление, что "Открытие", в числе прочего, выполняло для ВТБ некие деликатные поручения, в которых госбанк не мог, и не должен был, светиться. Можно вспомнить гулявшие по рынку слухи о том, что крупнейший акционер "Открытия" Вадим Беляев ездил на доклады (!) к президенту-председателю правления ВТБ Андрею Костину. Ещё раз. Крупнейший акционер одного банка ездил отчитываться перед руководителем другого банка. И не важно, что первый банк был седьмым, а второй банк был вторым по величине. Сам факт не может не напрягать. Можно вспомнить устойчивые слухи о том, что Вадим Беляев был не более, чем чьим-то фронтменом. Дальше можно только фантазировать – чьим именно. Андрея Костина?
А теперь ещё раз вспомним сакраментальную фразу Жванецкого: "Что охраняешь – то имеешь! Ничего не охраняешь – ничего не имеешь!". Люди, долгое время работавшие на "Альфа-банк", будут охранять ПСБ. Люди, долгое время работавшие на ВТБ, будут охранять "Открытие". Не знаю, как у вас, уважаемые читатели, а у меня появилось ощущение, что я знаю главных претендентов на покупку ПСБ и "Открытия", продажа которых, рано или поздно, состоится после санации этих банков. Ведь удачная санация – это та, при которой санируемый банк исчезает в недрах санатора. Так считают в ЦБ и АСВ.