FinNews.ru перепечатывает статью, опубликованную в блоге "Андрея Илларионова".
На вчерашней пресс-конференции Владимир Путин похвастался выдающимся урожаем зерновых этого года: "В этом году опять будет где-то под три процента по результатам года – рекордный урожай. Вчера Ткачёв сказал: 130,5 миллиона, наверное, будет. Может быть, будет больше. Это вообще самый большой урожай за всю историю. В РСФСР, по-моему, приблизительно было 127 в 1978 году. То есть такого урожая вообще никогда не было".
Иными словами, за 39 лет – с 1978 года по 2017 года – сбор зерновых (и, очевидно, зернобобовых) на территории России вырос на 2,8%. По словам Путина, это рекордный, небывалый результат.
В то же время консультация с данными ФАО (Организации ООН по сельском хозяйству и продовольствию) показывает, что за 36-летний период – с 1978 года по 2014 года (для более поздних лет сопоставимых данных ещё нет) – урожай зерновых во всем мире вырос на 82%, без учёта постсоветских государств – на 92%. При этом, 72 страны смогли удвоить сборы зерновых за этот период; 37 стран смогли его утроить; 15 стран увеличили урожаи впятеро и более; пять стран нарастили его в 8 и более раз, а находящийся в пустыне Кувейт увеличил сбор зерновых в 41 раз.
На этом фоне Путин в чём-то прав: таких стран, как Россия, какие по производству зерна в течение четырёх десятилетий лишь топтались на месте и смогли увеличить его сбор менее чем на 3%, оказалось совсем немного; в современном мире это действительно не совсем обычный, рекордно негативный результат.
Заявив, что по экспорту зерновых Россия вышла на первое место в мире, Путин, похоже, перепутал экспорт зерновых (у России пятое место в мире) и экспорт пшеницы (первое место). Однако предложенное им объяснение этого успеха вряд ли имеет к нему какое-либо отношение: "Мы вышли на первое место в мире по объёму экспорта зерновых. Это блестящий показатель. Поэтому, рост есть. На чём он основывается? Во-первых, на том, что всё-таки мы преодолели два известных шока, которые пережили в середине 2014-го, в 2015 году. Какие? Это резкое снижение цен на энергоносители… И второе – внешние ограничения или так называемые санкции. Я уверен, просто уверенно это говорю, что санкции не повлияли так, как снижение цен на нефть, но всё-таки повлияли".
Каким образом эти два фактора – снижение цен на энергоносители и введение внешних санкций – могли в принципе оказать ограничительное воздействие на экспорт зерновых, а преодоление этих двух шоков смогло положительно повлиять на рост экспорта зерновых – науке неизвестно.
Хотя и другие темы вчерашней пресс-конференции дали немалую пищу для изумления, все же самой богатой, как часто в последние годы, бесспорно стала украинская тема.
1. "Славянский мир сложно развивался. Сама Россия складывалась сложно, из многих славянских племён – шестнадцать или тридцать два племени. В конце концов, образовалась Русь, частью которой и центром которой был Киев".
Восточнославянских племён, как рассказывают на уроках истории ещё в 4 классе, было только 12 (двенадцать) – белые хорваты, бужане (дулебы, волыняне), вятичи, древляне, дреговичи, кривичи (в т.ч. кривичи псковские), поляне, радимичи, северяне, словене ильменские, тиверцы, уличи. О каких других четырёх (или двадцати) восточнославянских племенах говорил Путин, – загадка.
Термин "Россия", как известно, стал применяться намного позже, чем термин "Русь". При этом термин "Россия" традиционно относят к территории, более или менее ассоциирующейся с нынешней Российской Федерацией со столицей в Москве, но не к территории Украины со столицей в Киеве.
Из 12 восточнославянских племён на территории нынешней Российской Федерации исторически проживали только четыре племени: два полностью – вятичи и словене ильменские, ещё два частично – кривичи (в т.ч. кривичи псковские) и северяне.
Столичное положение Киева для рыхлого федеративного образования Древней Руси было радикально ослаблено ещё в 1169 году после разгрома Киева войсками Андрея Боголюбского. В результате же Батыева погрома 1240 года оно было утрачено полностью – причём, вместе с прекращением самого существования первой версии государства Рюриковичей.
2. "И в этом смысле наши исторические, духовные и прочие корни дают мне право говорить, что, в своей основе, мы один народ".
Естественно, никакие исторические, духовные и прочие корни сами по себе не делают разные народы одним народом. Англичане, американцы, англоканадцы, австралийцы, новозеландцы имеют общие исторические, духовные и прочие корни, очень многое их связывает с Лондоном, более того, они говорят преимущественно на одном и том же английском языке. Тем не менее все это не делает их одним народом.
То же верно и для французов, франкобельгийцев, франкошвейцарцев, франкоканадцев, многих других франкоязычных народов Африки, Латинской Америки, Океании, с особым пиететом относящихся к Парижу; германоязычных немцев, австрийцев, швейцарцев, ценящих Вену, Берлин и Прагу; испаноязычных народов Испании и Латинской Америки, дорожащих Мадридом; арабоязычных народов Ближнего Востока и Северной Африки, совершающих хадж в Мекку.
Тем более это правило верно и для трёх близких, но разных народов – русских, украинцев и белорусов, частичная историческая и духовная общность которых при наличии разных языков и культур и общем уважении к Киеву не делает их одним народом.
3. "В XIX веке… ничем вообще украинец от русского не отличался, вообще ничем".
Чтобы понять, чем украинец отличался от русского, достаточно сравнить "Энеиду" и "Наталку Полтавку" И.Котляревского с поэмами А.Пушкина, "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Старосветских помещиков" Н.Гоголя с его же "Мертвыми душами".
4. "Украина вошла в состав Российской империи в 1645 году тремя областями, если говорить сегодняшним языком: Киев, Чернигов и сегодняшний Житомир – там как‑то по‑другому центр назывался, – три области".
Понятно, что в 1645 года Украина никуда не входила – до начала восстания Богдана Хмельницкого оставалось ещё три года. Часть Гетьманщины вошла в состав России (в соответствии с отечественной мифологией) в 1654 году – в результате Переяславской рады. Но, строго говоря, вхождение произошло лишь в 1667 года в результате Андрусовского мира, передавшего Черниговское воеводство и левобережную часть Киевского воеводства Речи Посполитой под юрисдикцию Москвы.
Если говорить сегодняшним языком, то на этой территории в настоящее время располагаются части пяти нынешних украинских областей – Черниговской, Сумской, Харьковской, Полтавской, Днепровской.
Житомир в состав Русского царства, естественно, не входил ни в 1645 году, ни в 1654 году, ни в 1667 году. Поскольку он находится в правобережной Украине, то он был включён в Российскую империю примерно через полтора столетия после даты, названой Путиным, – в результате второго раздела Речи Посполитой в 1793 года
5. "Но в 1922, 1923, 1924 годах большевики почему‑то решили, что все прилегающие к исторической части Украины территории должны быть погружены во вновь создаваемую республику – Украину. Всё Причерноморье ушло туда".
Так получилось, что в 1922, 1923, 1924 годах никаких изменений границы между Украиной и Россией не производилось – ни большевиками, ни кем бы то ни было ещё. Изменения – в виде обмена территориями – были осуществлены лишь в 1925 году. Причём, они не касались Причерноморья.
16 октября 1925 года постановлением президиума ЦИК СССР "Об урегулировании границ Украинской Социалистической Советской Республики с Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Белорусской Социалистической Советской Республикой" был произведён взаимный обмен территориями между УССР и РСФСР.
Украина передала в РСФСР:
а) город Таганрог, Федоровский, Николаевский, Матвеево-Курганский, Советинский, Голодаевский районы и восточную часть Екатериновского района Таганрогского округа;
б) город Шахты, Глубокинский, Ленинский, Каменский, Усть-Белокалитвенский, Владимирский, Сулинский, Шахтинский районы и части территории Сорокинского и Алексеевского районов Шахтинского округа.
РСФСР передала Украине:
а) Семеновскую волость Новозыбковского уезда Гомельской губернии;
б) селение Знобь Трубчевской волости Почепского уезда Брянской губернии;
в) селения Хинельской волости Севского уезда Брянской губернии: Фатевиж, Барановку, Демьяновку, Муравейню, Толстодубово (Лемешковской волости) и Сельцо-Никитское, Сетное, деревню Грудскую (Подыводской волости);
г) весь Путивльский уезд (с городом Путивлем), за исключением Крупецкой волости;
д) Криничевскую волость Суджанского уезда Курской губернии;
е) южную часть Грайворонской волости Грайворонского уезда Курской губернии;
ж) южную часть Муромской волости Белгородского уезда Курской губернии;
з) Троицкую волость и часть Уразовской волости Валуйского уезда Воронежской губернии.
Нетрудно видеть, что Причерноморье этим обменом 1925 года затронуто не было. Если обмен и коснулся района, прилегающего к морю, то это было не Причерноморье, а Приазовье – город Таганрог и окружающая его территория. Да, и район этот был передан не из РСФСР в Украину, а, наоборот, – из Украины в РСФСР.
Иными словами, все произошло как в старом анекдоте. Передача территории действительно состоялась. Правда, это было не в 1922-24 годах, а в 1925 года; называлась она не Причерноморье, а Приазовье; и передача её произошла не из России в Украину, а из Украины в Россию.
6. "Но в 1954 году взяли Крым туда отдали в нарушение действовавшего тогда союзного законодательства, которое требовало согласия Верховного Совета РСФСР; решено было президиумом Верховного Совета".
Это утверждение не соответствует действительности. Для изменения границ между союзными республиками ни конституция СССР 1936 года (в том числе в действовавшей тогда её версии от 8 августа 1953 года), ни конституции РСФСР и УССР 1937 года не требовали принятия решений их Верховными Советами.
В статье 19 Конституции РСФСР (аналогичный по содержанию текст содержится в статье 19 Конституции УССР) к ведению союзной республики в лице её высших органов власти и органов государственного управления относились в том числе:
в) представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых краёв и областей, а также новых автономных республик и областей в составе РСФСР;
г) утверждение границ и районного деления автономных советских социалистических республик и автономных областей;
д) установление границ и районного деления краёв и областей…
Иными словами, в ведении Верховного Совета союзной республики находились лишь вопросы изменения границ автономных республик, автономных областей, границ и районного деления краёв и областей.
Что же касается полномочий по изменению границ между союзными республиками, то они, согласно конституции СССР 1936 года, относились к ведению Союза ССР:
Статья 14. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежат:
д) утверждение изменений границ между союзными республиками…
Следовательно, полномочия по принятию решений об изменении границ между союзными республиками принадлежали не союзным республикам, а высшим органам власти СССР – президиуму Верховного Совета СССР и Верховному Совету СССР. Именно эти органы на деле и приняли решения о передаче Крымской области из РСФСР в УССР, требовавшиеся согласно действовавшему тогда законодательству. Это решение было принято в виде закона СССР, утверждённого Верховным Советом СССР.
Закон СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР
Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
1. Утвердить указ президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года о передаче Крымской области из состава Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в состав Украинской Советской Социалистической Республики.
2. Внести соответствующие изменения в статьи 22 и 23 Конституции СССР.
Председатель президиума
Верховного Совета СССР
К.ВОРОШИЛОВ
Секретарь президиума
Верховного Совета СССР
Н.ПЕГОВ
Москва, Кремль
26 апреля 1954 года
К этому следует добавить, что аналогичная процедура (принятие законов Верховным Советом СССР или же указов президиумом Верховного Совета СССР при наличии представлений со стороны президиумов Верховных Советов союзных республик и отсутствии предварительных решений Верховных Советов союзных республик) применялась и при проведении иных изменений границ между союзными республиками:
Закон СССР от 31 марта 1940 года "О преобразовании Карельской автономной Советской Социалистической Республики в Союзную Карело-Финскую Советскую Социалистическую Республику".
Указ президиума Верховного Совета СССР от 12 октября 1943 года "О ликвидации Карачаевской автономной области и об административом устройстве ее территории".
Указ президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года "О частичном изменении границы между Казахской ССР и РСФСР".
Закон Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 года "О преобразовании Карело-Финской ССР в Карельскую АССР и включении Карельской АССР в состав РСФСР".
К сожалению, Владимир Путин уже не в первый раз использует свои выступления для распространения информации, не соответствующей действительности. В частности, относительно исторического процесса формирования территории Украины, установления её границ, их последующих изменений. Хотя эта дезинформация уже не раз была публично опровергнута, настойчивость, с какой она регулярно им воспроизводится, позволяет предположить, что её автор по-прежнему не отказался от реализации на деле планов, для прикрытия и оправдания которых требуется распространение такой дезинформации.