|
23.02.17/02:47 Путин в последние годы неоднократно обещал не повышать налоги. Он всех нас обманул. Налоги будут повышены. Эпизод 1
В послании федеральному собранию 4 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин, говоря о налогах, заявил: "Предлагаю на ближайшие четыре года "зафиксировать" действующие налоговые условия. И к этому вопросу больше не возвращаться. Не менять их".
Вроде было сказано предельно ясно и чётко. Вроде бы, фразы не допускают двойного толкования. Ближайшие четыре года с декабря четырнадцатого заканчиваются в декабре 2018 года. То есть, если понимать слова президента буквально (а как их ещё понимать?), то налоги в РФ не должны меняться до декабря 2018 года. Однако, после того, как российская экономика начала всё глубже погружаться в пучину кризиса, а федеральный бюджет становился всё больше дефицитным, всё чаще из правительства стали доноситься слухи о возможном увеличении налогового бремени.
Весна 2016 года.
В первый раз идея поскрести по налоговым сусекам возникла весной 2016 года. До журналистов донеслись слухи, что министерство финансов вносило в правительство предложения о повышении налогов. Тогда чиновники сочли эти предложения несвоевременными.
Лето 2016 года.
Летом 2016 года слухи о неких "революционных налоговых идеях" снова достигли ушей журналистов. Тогда речь шла о радикальном снижении страховых взносов на фонд оплаты труда с одновременным повышением ставки налога на добавленную стоимость (НДС). Та идея опять не получила должной поддержки, и тихо умерла.
Осень 2016 года.
В сентябре 2016 года журналисты разузнали о новых налоговых идеях минфина. Ведомство предложило с 2017 года начать взимать страховые взносы со всего зарплатного фонда по единой ставке, а к 2019 году довести её до 26% (с 2017 года – 29%, с 2018 года – 28%). Взамен, предложено повысить НДС с 18% до 20%. Плюс, министерство предложило подумать над увеличением налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор путём повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акциза и экспортной пошлины в разных вариантах. Представители прессы узнали, что на этот раз дискуссия по налогам стала более интенсивной – идеи обсуждались на совещаниях у первого вице-премьера Игоря Шувалова и премьера Дмитрия Медведева. Маслица в огонь подлил председатель госдумы Сергей Нарышкин, заявивший, что в России уже можно думать о введении прогрессивной шкалы налогообложения. Точку в этих дискуссиях поставил президент Владимир Путин, заявив о том, что налоговый режим останется неизменным до 2019 года.
После чего министр финансов Антон Силуанов попытался сделать хорошую мину при плохой игре, заявляя, по сути, что его неправильно поняли, что его ведомство вовсе не предлагало увеличивать налоги. Вот несколько его цитат того времени: "Мы не говорим об изменении налогов, у нас не предусмотрено повышение налогов. Все разговоры, которые были, что Минфин предлагает увеличивать налоги – мы на следующую трёхлетку не предлагаем увеличивать налоги", "Мы не рассматривали её, как просто увеличение налоговой нагрузки. Предложения просто взять, и увеличить налог – не рассматривались", "Минфин не предлагал налоговых изменений".
В ноябре 2016 года вице-премьер Ольга Голодец заявила, что правительство прорабатывает вопрос о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) для борьбы с бедностью. Тогда она сказала: "Для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов".
Зима 2016 года.
В декабре 2016 года ей заочно ответил Владимир Путин на своей пресс-конференции, состоявшейся двадцать третьего числа. Он попытался развеять слухи о вводе прогрессивной шкалы НДФЛ вместо существующей плоской шкалы. Президент заявил: "Может быть, это и будет когда-то сделано, но сейчас, считаю, нецелесообразно. Потому что, как только мы начнём это делать, после первого шага будет второй, третий, пятый, мы запутаемся в этой дифференциации. И, в конце концов, всё это приведёт к уклонению от уплаты налогов, и доходы в бюджет сократятся".
Казалось бы, опять, всё чётко и понятно. Если бы не предыдущее выступление президента, ставящее выступление 23 декабря под большущее сомнение. Владимир Путин 1 декабря обратился к федеральному собранию с ежегодным посланием, в котором заявил: "Предлагаю в течение следующего [2017] года детально и всесторонне рассмотреть предложения по настройке налоговой системы, обязательно сделать это с участием деловых объединений. Несмотря на внутриполитический календарь, нам всё равно необходимо в 2018 году подготовить и принять все соответствующие поправки в законодательство, в Налоговый кодекс. А с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период". Эта фразу следует читать так: предлагаю совместно рассмотреть предложения по дальнейшему увеличению налоговой нагрузки. То есть, президент фактически перечеркнул, и выбросил в мусорную корзину, своё собственное заявление, сделанное 4 декабря 2014 года, о том, что действующие налоговые условия фиксируются на ближайшие четыре года. Наверное, он просто про него забыл. Ведь он у нас уже старенький. Возраст у него уже пенсионный. Пора ему уже на покой, раз он свои собственные обещания забывать начал.
Январь 2017 года.
В январе 2017 начался новый раунд слухов о повышении налогов, и последующего опровержения этих слухов. Начала этот раунд уже упоминавшаяся выше Ольга Голодец. В кулуарах Гайдаровского форума она заявила о том, что в правительстве обсуждается введение прогрессивной шкалы НДФЛ: "Такая тема обсуждается. И, поскольку я сказала, что основная проблема для нас сейчас – это преодоление падения в реальных доходах населения, и преодоление бедности для части населения, которая в этой ситуации оказалась, то освобождение от подоходного налога – это было бы реальным шагом в повышении доходов населения". И дальше: "Мы действительно были бы готовы поддержать [такое предложение]". И ещё добавила, что "эта ситуация просчитывается".
Тут же последовало опровержение от Дмитрия Медведева. Он у нас, хотя, вроде, и не такой старый, как президент, но не смог правильно сориентироваться в его противоречивых высказываниях. Ведь тот, в декабре, сначала сказал, что надо подумать над повышением налогов, а потом опять счёл это нецелесообразным. Премьер-министр сделал попытку опровергнуть, как свою подчинённую, так и своего начальника: "Вот мы довольно уже давно договорились не трогать налоговую систему. В конце [2016] года президент сказал, я сказал, что вопрос прогресса по налогу на доходы физических лиц сейчас в повестке дня не стоит. Но, всё равно нужно обязательно кому-то из коллег по правительству сказать, что этот вопрос обсуждается". Глава правительства также добавил, что этот вопрос сейчас на повестке дня не стоит.
Февраль 2017 года.
Проходит всего один месяц, как слухи о скором повышении налогов опять появляются в прессе. Теперь в разработках различных схем принимают участие не только минфин, но и министерство экономического развития, и даже центр стратегических разработок Алексея Кудрина. Снова обсуждается повышение НДФЛ (до 15%). Снова обсуждается снижение ставки страховых взносов (с 30% до 21%). Снова обсуждается повышение НДС (с 18 до 21%). Но теперь позиция Кремля, то есть, позиция президента РФ Владимира Путина, уже не столь однозначна, как раньше. Он уже не вспоминает о своём обещании зафиксировать налоговые условия до конца 2018 года. Он уже даже не говорит о том, что менять налоги нецелесообразно. Он вообще ничего не говорит. Его вообще нет. Наш президент всегда внезапно исчезает из информационного поля, когда приходит время непопулярных решений. Вместо него, как обычно, отдувается его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Но почитайте, что именно он говорит: "Пока позиция не сформирована. Идёт экспертная проработка, составляются разные точки зрения, просчитываются разные варианты. После того, как эксперты свою часть работы завершат, уже будет формироваться позиция".
Налоги неизбежно будут повышены.
Сегодня идея повышение налогов ранее обещанного президентом четырёхлетнего моратория уже им не отвергается. Это значит, что "завтра" (не буквально завтра, но во вполне обозримое время, скажем, через месяц) президент поддержит идею повышения налогов. Это означает, что налоги могут быть повышены уже с 1 января 2018 года. И, скорее всего, они будут повышены. Ибо, несмотря на рост цены на нефть, от которой зависят доходы бюджета, денег у властей нет. Не то, чтобы совсем нет. На всяких Ротенбергов и прочих "озёрских" друзей президента, да на всяких виолончелистов, деньги в бюджете всегда найдутся. А вот на такие глупости, как образование, медицина, спорт, и прочие социальные нужды, денег может уже и не хватить. Так что, налоги неизбежно будут повышены.
А это значит, что президент в очередной раз всех нас обманул, когда пообещал налоги не повышать. Можно ли ему верить после этого? Источник: Владимир Шевченко, главный редактор FinNews.ru
|
|