Президент РФ Владимир Путин во время пресс-конференции по итогам рабочего визита на саммит G20 в Китай коснулся темы цен на нефть: "Что касается теперь цены, какая должна быть цена. Я дам совершенно конкретный ответ: цена должна быть справедливой. Сейчас нет, можно было бы чуть повыше". И дальше: "Но, имея ввиду, что мы бюджет, как вы знаете, верстали из расчёта в 40 долларов за баррель, нас это устраивает. Сегодняшняя цена нас, в принципе, устраивает".
Действительно ли Россию устраивает текущая цена на нефть? Давайте от слов (пусть даже и президента) перейдём к фактам. Потому что давно уже известно, что слова российского президента не всегда соответствуют действительности. Я не буду перечислять все выявленные только мной факты. Их уже очень много. Дам ссылку на всего две статьи, в которых часть выявленного мною обмана обозначена:
"Владимир Путин заявил о преодолении спада в экономике страны. Это не соответствует действительности. Президент, вслед за Улюкаевым, начал постоянно искать дно. Это уже шестое дно" и
"Анализ выступления президента РФ Владимира Путина на "Прямой линии".
Итак, факты. Они неутешительны. По данным министерства финансов РФ, средняя цена нефти Urals по итогам января-августа 2016 года составила 39,4 доллара за баррель. То есть, почти такая, как было заложено в федеральном бюджете. И что же мы видим у федерального бюджета? Всё ли у него в порядке с доходами и расходами? Мы видим, что бюджет трещит по швам (смотри статью
"Федеральный бюджет осенью будет секвестирован. Потому что денег нет. Итоги бюджета за полгода плачевны"). Доходы катастрофически отстают от запланированного. Настолько катастрофически, что уже впору проводить секвестр, то есть сокращение расходов бюджета.
Доходы отстают от запланированных как раз из-за недополучения нефтегазовых доходов. За семь месяцев 2016 года нефтегазовые доходы отстают от аналогичного периода 2015 года на 951,6 млрд рублей. Сравнивать эти два года корректно, поскольку фактические доходы и расходы бюджета 2015 года близки к запланированным изначально доходам и расходам бюджета 2016 года (фактические доходы и расходы бюджета в 2015 году – 13,656 трлн рублей и 15,611 трлн рублей, запланированные доходы и расходы бюджета в 2016 году – 13,738 трлн рублей и 16,099 трлн рублей).
Доходы отстают от запланированного настолько катастрофически, что минфин выдаёт на гора уже совсем бредовые идеи по его наполнению (смотри статью
"До российских властей дошёл весь ужас, творящийся с бюджетом. Они начали лихорадочно изобретать меры, чтобы его спасти. Потому что денег нет. Но меры одна глупее другой"). Как вам идея по введению нового акциза на напитки с добавлением сахара? Это всякие кока-колы, фанты, спрайты, и их российские аналоги. "Умники" из минфина являются настолько особо одарёнными, что в попытках найти копеечку готовы убить целую отрасль пищевой промышленности.
Почему убить? Знаете, сколько минфин рассчитывает собрать со сладких напитков? В 2017 году – 25 млрд рублей, в 2018 году – 27 млрд рублей и в 2019 году – 28 млрд рублей. Давайте сравним эти цифры с дефицитом бюджета текущего года. Фактически, за семь месяцев он сложился на уровне 1 521,3 млрд рублей. Если предположить, что оставшиеся пять месяцев пройдут также, как и предыдущие семь (что очень маловероятно), то годовой фактический дефицит бюджета сложится на уровне 2 607,9 млрд рублей. То есть, минфин за счёт акциза на сладкие напитки рассчитывает закрыть всего чуть менее 1 (одного) процента дефицита бюджета. Это вообще ни о чём.
А если сравнить ожидаемые фактические доходы бюджета 2016 года с запланированными расходами бюджета 2016 года, то ситуация становится ещё страшней. Доходы, если привести цифры за семь месяцев к годовым, составят 11,943 трлн рублей, а расходы были запланированы на уровне 16,099 трлн рублей. Реальный дефицит – 4,156 трлн рублей. Ожидаемые минфином доходы от сладкой газировки в этом случае составят всего 0,6% от реального дефицита.
Но ожидаемых доходов минфин не получит. Потому что на всей отрасли акциз, в случае его принятия, скажется убийственно. Казалось бы, что такое 5 рублей за 1 литр сладкой газировки? Особенно, если сравнить эту цифру с зарплатой фантазёров из минфина. Особенно, если сравнить эту сумму с недавно найденной у "обычного" полковника МВД. Но вот если сравнить эти пять рублей с постоянно снижающимися (в течение уже семи кварталов) доходами населения (смотри график
"реальные располагаемые денежные доходы населения РФ"), то картина будет совсем иной. В полном соответствии с маркетинговыми теориями, при повышении цены на один вид напитков, спрос дружно переместится на товары-заменители. Спрос на сладкую газировку упадёт очень резко и очень значительно, потому что сладкая газировка не является продуктом первой необходимости. Население с лёгкостью от неё откажется. Поэтому, минфин не получит тех денег, на которые рассчитывает. Зато убьёт целую отрасль.
В общем, из приведённых выше цифр становится очевидным, что президент РФ Владимир Путин в очередной раз сказал неправду. Россию категорически не устраивает текущая цена на нефть.
P.S.: Кстати, о полковнике. Том самом врио начальника управления "Т" антикоррупционного главка (ГУЭБиПК) МВД России Дмитрий Захарченко, который курировал топливно-энергетический блок, и у которого нашли 9 миллиардов рублей (120 миллионов долларов и 2 миллиона евро наличными). Мне кажется, что минфину стоит искать деньги для пополнения федерального бюджета не у нищего населения или у нищающих предприятий. Чиновникам следует искать деньги у подобных полковников, генералов, виолончелистов, и у самих себя. Достаточно найти 290 коррумпированных полковников, чтобы полностью закрыть фактический годовой дефицит бюджета. Виолончелистов потребуется найти всего 20.