Помните анекдот: Остановился Илья Муромец у камня придорожного и читает: Направо пойдешь – по морде получишь. Налево пойдешь – по морде получишь. Прямо пойдешь – по морде получишь. Задумался Илюша. Надолго задумался. Надоело ждать Соловью-Разбойнику, и говорит он Илье: "Эй, Илья, определяйся быстрее, а то прямо тут по морде получишь!".
Вот примерно в такую ситуацию в очередной раз попал наш Банк России. Он, разумеется – это Илья Муромец. А в роли Соловья-Разбойника находится президент и его администрация. Российский ЦБ в настоящее время находится на перепутье. Если поднимать ставку – можно убить российскую экономику. Если не поднимать ставку – можно убить российский рубль. И так плохо, и сяк плохо. И в любом случае придётся по морде получать. А то ещё и оргвыводы какие последуют после подобного мордобития. Совсем нехорошо.
Конечно, ничего такого председатель Банка России Эльвира Набиуллина на "Международном финансовом конгрессе" в своём выступлении 30 июня 2021 года не говорила. Но это достаточно логично вытекает из того, что она сказала.
Чудовищные по своим размерам бюджетные стимулы (так называемые вертолётные деньги) и сверхмягкая денежно-кредитная политика (сверхнизкие процентные ставки) помогла ключевым мировым центробанкам потушить пожар мирового экономического кризиса 2020 года, вызванного китайским вирусом.
Кстати, эта сверхмягкая денежно-кредитная политика продолжается уже 13 (тринадцать) лет. Ключевые мировые центробанки так и не смогли из неё выбраться после окончания предыдущего экономического кризиса 2008-2009 годов. Потому что, как только они делали такую попытку, сразу на горизонте появлялись признаки нового экономического кризиса. И им приходилось тут же отказываться от ужесточения денежно-кредитной политики.
Обратной стороной медали триллионных стимулов и низких процентных ставок стала внезапно выросшая инфляция. Выросла она в нынешнем году практически во всём мире. Так, например, в США в мае 2021 года она достигла уровня 4,99%. Почти как официальная инфляция у нас. Последний раз инфляция в США была выше в августе 2008 года (смотри график
"Инфляция в США"). Опять 2008 год. Некоторые центробанки, в том числе и "Федеральная резервная система" (ФРС) США, пытаются убедить финансовые рынки (в первую очередь) и свою общественность в том, что этот рост инфляции временный. Поэтому, якобы, в ближайшие, если не годы, то хотя бы кварталы, денежные вливания и прочие стимулы не будут сокращены, а ставки не будут повышены. Ибо не время ещё.
Однако, похоже, что в Банке России в эти сказки не верят. И правильно, кстати, делают. Поэтому уже сейчас начинают подыскивать наукообразную "соломку", чтобы подстелить её себе заранее. Как красиво выразилась Эльвира Сахипзадовна, центробанку пора провести глубинный анализ своих целей и своих инструментов. По иностранному – это monetary policy review. По-русски – это обзор денежно-кредитной политики. Потому что сделать это надо, по-хорошему, до того, как придётся принимать вынужденные нехорошие решения. И огребать за это от руководства страны. Впрочем, решение, похоже, уже принято.
А суть, на самом деле, в следующем. ФРС в обозримом будущем будет вынуждена сворачивать стимулирование экономики и поднимать свои ставки. В обозримом – это несколько кварталов. Максимум – год. Это неизбежно приведёт к оттоку капиталов с развивающихся рынков. В том числе и из российского рынка. Неминуемым следствием будет падение российских рынков акций и облигаций, а также российского рубля. Всё-таки, руководство ЦБ не вчера прилетело с Марса, и всё это прекрасно знает.
Чтобы смягчить последствия оттока капитала, ставку в России надо поднимать заранее. Постепенно и понемногу. Чтобы не пришлось это делать сразу на 9,5 процентных пункта, как получилось в декабре 2014 года. Банк России, судя по всему, хочет создать приличный задел для так называемого carry trade (стратегия получения инвесторами прибыли на валютном рынке за счёт разной величины процентных ставок). Чтобы иностранные инвесторы не сразу, и не все вместе, побежали из России, когда ФРС начнёт повышать ставки и сокращать стимулы.
И этот процесс уже пошёл. Банк России уже трижды поднял ключевую ставку. Но если в первый раз всего на скромные 0,25 процентных пункта, то во второй и третий раз уже по 0,50 процентных пункта каждый раз. По намёкам, что доносятся с Неглинной (где обитает наш ЦБ), следует ожидать дальнейшего роста ключевой ставки. Как минимум на 1,00 процентный пункт за оставшееся время 2021 года.
Разумеется, для российской экономики поднятие ключевой ставки не пройдёт бесследно. Рост, как минимум, затормозится. А, возможно, и прекратится вовсе. Таким образом, можно констатировать, что Банк России решил пожертвовать российской экономикой в пользу рубля.
И вроде логика в действиях ЦБ присутствует. Но всё равно невозможно избавиться от ощущения дежавю (déjà vu). Помните, Уинстон Чёрчилль (Winston Churchill), якобы, однажды сказал: "У вас был выбор между войной и бесчестьем. Вы выбрали бесчестье и теперь получите войну". На самом деле, фраза была немного иной. Но суть та же.
Так вот, у Банка России был выбор между падением экономики и падением рубля. Он выбрал падение экономики, и вдогонку получит падение рубля. Это неизбежно, как восход солнца на востоке. Так всегда было и всегда будет. Потому что слишком велика доля так называемых портфельных иностранных инвесторов на российском фондовом и финансовом рынках. Например, на рынке облигаций федерального займа (ОФЗ) доля иностранных инвесторов составляет
"19,5%". Ну, а падение рубля ещё сильнее ударит по российской экономике. И цикл падения рубля и экономики повторится.
Какие цели падения будут у рубля? Они не изменились. 125 рублей за доллар. 250 рублей за доллар.
"600 рублей за доллар". Но и это не будет концом.