Президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин в интервью РБК сообщил, что не верит в отключение от международной платёжной системы SWIFT: "Я не верю в отключение SWIFT, потому что, чтобы нанести удар по нашему сектору, SWIFT не нужен. Тем более это европейская компания, и этот вопрос требует участия европейских правительств. Зачем это американцам? У них есть свой инструмент. Они отключали наши банки и иранские банки до этого от долларовых расчетов с введением вторичных санкций в отношении европейских банков <…> Это пугает и европейцев. Я никогда не рассматривал отключение SWIFT как какую-то реальную возможность ни в 2014-м, ни 2018-м, ни в 2021 году".
С одной стороны, хорошо, что не только
ЦБ сохраняет спокойствие на фоне поистине панических настроений в отношении слухов про отключение России от SWIFT. Спасибо Андрею Костину за спокойный и очень здравый комментарий по этой теме, что уже, наверное, в зубах навязла.
Но, с другой стороны, зря Андрей Леонидович напомнил про 2014 год и прочие года. Интернет ведь всё помнит. Он помнит, что глава ВТБ говорил на эту тему раньше. Освежим в памяти и мы.
2014 год. В интервью немецкой газете Handelsblatt (в российских СМИ соответствующее сообщение было опубликовано 3 декабря 2014 года) Андрей Костин заявил, что отключение России от SWIFT будет означать войну: "По моему личному мнению, введение подобных санкций будет означать войну". Андрей Костин также заявил, что в день отключения российских банков от международной системы SWIFT посол США в РФ должен будет покинуть Москву.
2015 год. На Мюнхенской конференции по безопасности в начале февраля 2015 года (в российских СМИ соответствующее сообщение было опубликовано 7 февраля) Андрей Костин уже не собирался выгонять никаких послов из Москвы и заявил, что отключение России от SWIFT лишь затруднит работу банков: "Отключение SWIFT – использование более тяжелого вооружения в этой войне и, конечно, будет означать серьезное ухудшение общего климата и обстановки во взаимоотношениях с Западом". И дальше: "Будем как-то на коленке приспосабливаться. Конечно, работа банков не остановится, но это серьезно затруднит нашу работу, работу наших клиентов, потому что расчеты, конечно, будут осуществляться медленнее. Уже сейчас и так введение санкций увеличило трудозатраты и нас и наших контрагентов. Конечно, будут найдены возможности".
Получается, что в 2014 году и в 2015 году Андрей Леонидович оценивал вероятность отключения России от SWIFT как весьма реальную. Хотя сейчас он отрицает это. Наверное, за давностью лет он об этом просто забыл.