Инвестиционный банк "КИТ Финанс" стал первой жертвой российского финансового кризиса. Но далеко не последней. Неудивительно, что в России, как и в США, первыми начали "падать" именно инвестиционные банки. Российские фондовые индексы за каких-то 4 месяца упали более чем в 2 раза. Пока у государства хватает средств и желания помогать утопающим банкам. Так, не смотря на то, что "КИТ Финанс" был куплен формально частной управляющей компанией "Лидер", в акционерах последней (по данным самой компании) числятся негосударственный пенсионный фонд "Газфонд", "Газпромбанк" и страховое общество "Согаз". Название первых двух говорит само за себя, "Согаз", в свою очередь, "внучка" банка "Россия", известного своей близостью к властям. Второй проблемный банк ("Связь-Банк") продан непосредственно государственному "Внешэкономбанку".
Но долго так продолжаться не может. Рано или поздно, но проблему moral hazard (слишком рискованного поведения менеджеров и акционеров больших банков, уверенных, что они чересчур велики, чтобы не быть спасенными - too big to fail) придется решать и российским властям. Мировой кризис разрастается, раздается все больше голосов, считающих нынешний кризис самым серьезным со времен "Великой депрессии" 1929-1933 годов. Если они окажутся правы, то кризис в России перестанет быть чисто банковским, девелоперским и ритейловым. Аналитики "Банка Москвы" ожидают замедления промышленного роста уже в ближайшие месяцы вплоть до полной остановки и спада в отдельных отраслях. Кризис затронет всю российскую экономику и российским властям будет уже не до спасения отдельных банков.
А пока властям удалось на время притушить кризис ликвидности. ЦБ и министерство финансов совместными усилиями предоставили российским банкам большую порцию денег. Правда, деньги доставались в основном крупнейшим банкам, у которых ситуация с ликвидностью была не столь остра. Поняв это, ЦБ временно снизил нормативы обязательных резервов. По оценкам главы ЦБ Сергея Игнатьева, благодаря этому у банков появились свободные средства на 300 миллиардов рублей. В отличие от различных аукционов, устраиваемых по очереди минфином и ЦБ, данная мера положительно сказалась практически на всех банках.
А вот другая мера властей вызвала весьма неоднозначную реакцию на рынке. Речь идет о решении минфина предоставить Сбербанку, ВТБ и "Газпромбанку" более 1 трлн рублей на депозиты на срок три и более месяцев с тем, чтобы они уже самостоятельно предоставили кредиты более мелким банкам. Деньги они от минфина взяли, а вот передавать их другим банкам не очень торопятся. Вот что написал на одном из банковских форумов представитель потенциального получателя этих денег: "Ага, вчера со Сбером общался. Говорит, поработайте с нами 6 месяцев, лимит может и откроем. - А под ломбард? - Мы этим не занимаемся".
С одной стороны, Сбербанк понять можно – почему он должен давать деньги доселе неизвестному ему банку? А вдруг этот банк деньги потом не вернет? А с другой стороны, крупнейшие банки могут начать вполне осознанно придерживать у себя деньги. Испытывающим небольшие проблемы банкам с течением времени будет становиться все хуже и хуже. Денег на исправление положения будет требоваться все больше и больше. Цена таких банков с каждым месяцем будет только уменьшаться. Так и хочется процитировать один рекламный ролик: "Так зачем платить больше?". Поэтому текущую ситуацию можно описать словами "подтолкни, а потом купи по дешевке". Некоторые российские компании из других отраслей открыто объявили о том, что начинают накапливать средства, чтобы воспользоваться открывающимися возможностями. Чем банки в этом отношении хуже?
Кто может стать следующим претендентом оказание помощи? Логично предположить, что в группу риска входят банки, связанные с рынком ценных бумаг. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings недавно заявило: "Хотя [российские] банки в последние годы, как правило, не являлись крупными инвесторами на фондовом рынке, некоторые из них имеют значительные прямые риски, а другие – существенные объемы рисков по кредитам, обеспеченным акциями, на кредитном рынке и рынке РЕПО, и это также может стать источником убытков".
Ознакомьтесь со списком банков, общероссийских
лидеров на рынке сделок РЕПО.
Ознакомьтесь со списком банков- членов ассоциации банков Северо-Запада, отсортированных по
доле ценных бумаг в активах.
Но не только ценные бумаги могут погубить российские банки. Мало кто знает, что кроме известных инвестиционных банков, в США с начала 2008 года уже разорилось 13 коммерческих банков. Среди них Washington Mutual Bank - крупнейший в США сберегательный банк и третий банк по объему активов. Для сравнения, по данным Federal Deposit Insurance Corporation (FDIC), в 2007 году в США обанкротилось 3 банка, в 2006 году и 2005 году – ни одного, в 2004 году – 4 банка. Washington Mutual Bank погубили рост невыплат по ипотечным кредитам и массовый отток вкладчиков. Банковский портал
FinNews.ru в статье
Смерть российской ипотеки? на примере банка "КИТ Финанс" показал, что ипотечное кредитование можно развивать только при наличие доступа к долгосрочным деньгам. Таким доступом на сегодняшний день обладают госбанки и банки с участием западного капитала. Если доступа к долгосрочным деньгам нет, ипотечное кредитование может привести к неплатежеспособности и последующему банкротству банка. Кому-то повезет, и он будет выкуплен государством. Но повезет не всем.