ОАО Национальный банк "Траст" (Москва) и исследовательская компания "Ромир-Мониторинг" пришли к выводу о потребности малого бизнеса России в масштабной поддержке со стороны российской государственной власти и необходимости выделить работу по поддержке малого бизнеса России в отдельный национальный проект, сообщила сегодня на пресс-конференции управляющий директор по развитию малого и среднего бизнеса банка
Надия Наримановна Черкасова.
Во всех экономически развитых странах доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в национальной экономике составляет не менее 40-50 %, а малый бизнес активно поддерживается через комплекс разнообразных государственных программ. В России доля малого бизнеса в национальной экономике не превышает 20-25 %, при этом существующие программы поддержки предпринимателей дали незначительный эффект. В государственной поддержке особенно остро нуждаются предприниматели при старте своей деятельности, а также целые отрасли экономики, такие как сельское хозяйство и наукоемкие отрасли, где доля МСБ должна находиться на высоком уровне.
Экономический потенциал малых предпринимателей в России очень высок, для его реализации необходима масштабная поддержка со стороны государства и поднятие престижа образа частного предпринимателя в глазах общества. Основываясь на результатах исследования "Траст Индекс МСБ" за 2007 год, банк и "Ромир-Мониторинг" пришли к выводу, что выделение программы по развитию МСБ в отдельный национальный проект, обеспечит рывок российской экономики за счет роста доли МСБ. Национальный проект по поддержке малого бизнеса может стать успешным коммерческим проектом, а не дотационным. Текущий уровень индекса МСБ (находится в положительной области) показывает, что позитивные настроения в бизнес-среде особенно преобладают на фоне последних комментариев представителей власти о необходимости поддержки малого бизнеса. При этом предприниматели, называя причины своей слабой уверенности в развитии своего бизнеса, отмечают в качестве основных высокие риски злоупотребления контрольными государственными органами, низкую защищенность их собственности, произвол местных властей, криминал и рэкет.
Банк предложил следующие меры по устранению факторов, препятствующих расширению кредитования малого и среднего бизнеса:
В части системы взаимоотношений между государством, МСБ и банками:
1. Создать государственный надзорный орган с региональной сетью, куда предприниматели могли бы обращаться с жалобами на проявления произвола со стороны местных властей и криминальных структур. Этот же орган обеспечит тесное взаимодействие малого бизнеса с Государственной Думой, профильными комитетами в правительстве, станет своего рода консультационным центром для малых предпринимателей.
2. Разработать единую, более лояльную скоринговую модель оценки бизнеса предпринимателей, которая позволит смягчить условия кредитования и сделает финансирование намного более доступным.
3. Предоставлять гарантии и поручительства со стороны Государства при кредитовании предприятий – "start-up", особенно при финансировании инновационных проектов.
4. Законодательно определить критерии предприятий Малого и Среднего бизнеса и установить для них максимальные планки кредитования, чтобы избежать незаконного льготного финансирования крупных корпораций, не относящихся к категории МСБ.
Реализация настоящего предложения позволит банкам значительно расширить клиентскую базу по кредитованию малого и среднего бизнеса.
В части налогообложения:
1. Снизить налог на фонд оплаты труда и налог на прибыль, одновременно с этим ужесточив ответственность по данным налоговым нарушениям, что сделает нецелесообразным ведение "управленческого учета".
2. Снизить для банков налог на прибыль в части кредитовании заемщиков, занимающихся приоритетными для государства видами бизнеса, что приведет к снижению процентной ставки по кредитам для таких заемщиков и как следствие - развитию данных секторов экономики
3. Организовать принцип "одного окна" при уплате налогов и отчислений в фонды пенсионного и обязательного медицинского страхования.
4. Расширить перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
5. Смягчить ограничение по переходу предприятия малого и среднего бизнеса на упрощенную систему налогообложения в части увеличения порогового значения суммы доходов предприятия.
Реализация описанных предложений позволит упростить анализ кредитоспособности заемщиков в результате увеличения уровня легальности бизнеса.
В части упрощения реализации судебного и исполнительного производства:
1. Ускорить принятие закона об уголовной ответственности за невозврат кредитных средств (Законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе).
Реализация настоящего предложения позволит снизить уровень просроченной задолженности, увеличению вероятности досудебного возврата проблемной задолженности и досудебной реализации заложенного обеспечения. В свою очередь это позволит уменьшить начисляемые банком резервы на возможные потери по ссудам и снизить % ставку по кредитам, т.е. сделать кредитные продукты более доступными для предприятий малого и среднего бизнеса.
В части регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним:
1. Разработать разъяснения по применению норм законов, регулирующих правоотношения по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2. Утвердить единый перечень документов, требуемых для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Реализация описанных предложений позволит банкам снизить операционные расходы по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
ОАО Национальный банк "Траст" зарегистрировано в 1995 году (лицензия № 3279). Уставный капитал банка составляет 1 472 690 235 рублей. 99,35% акций контролируется его менеджментом. Филиалы в Мурманске и Калининграде зарегистрированы в 1998 году, в Петрозаводске – в 2000 году, в Череповце – в 2002 году, в Санкт-Петербурге – в 2005 году.