На прошлой неделе состоялся круглый стол, на котором представители управляющих компаний пытались убедить журналистов, что у российского фондового рынка прекрасные перспективы в 2008 году. Доводы не отличались новизной и разнообразием. Все та же политическая стабильность, значительный рост ВВП, недооцененность российских компаний. Вспомнили также про президентские выборы.
Раньше перед президентскими выборами в России почти всегда были так называемые президентские ралли, когда фондовый рынок сильно подрастал перед выборами. Но тогда поддерживалась интрига, сейчас же абсолютно никакой интриги нет. Результаты выборов давно известны, что последует за ними – тоже. Политическая ситуация в России стабильна как никогда, и это уже давно учтено рынком. Высокие темпы роста ВВП поддерживаются уже на протяжении 9 лет. Здесь также нет ничего нового.
Представитель "Тройки Диалог" Игорь Васильев без тени смущения назвал российскую экономику сильно недооцененной. "Например, если у нас какой-то актив стоит рубль, то в мире примерно такой же актив может стоить 3 или 5 рублей", – заявил он. Однако привести пример таких дешевых активов он не смог. Ему на помощь пришел представитель инвестиционной компании "Элтра" Иван Воробьев. В качестве примера недооцененных компаний он назвал представителей нефтяной отрасли. А в качестве доказательства недооцененности – значение Р/Е (отношение капитализации к чистой прибыли) у нас и у них. По его данным, показатель Р/Е у российских предприятий сейчас в 1,5-2 раза уступает такому показателю американских компаний (7-8 против 12-16).
Однако почему российские нефтяные компании должны оцениваться инвесторами точно также как и американские, осталось неясным. У нас что, одинаковый с ними уровень рисков? Тогда давайте вспомним дело "Юкоса" и увеличение в 2005 году налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяной отрасли, что снизило рентабельность всех компаний. Кстати, с весны 2006 года цены акций нефтяных компаний практически не растут, несмотря на впечатляющий рост цен на нефть. И еще один интересный факт, оставшийся за кадром: такое же соотношение Р/Е между российскими и американскими нефтяными компаниями наблюдалось и в 1997 году. Так что впору говорить о некоторой переоцененности российской нефтянки.
Других конкретных примеров недооцененных российских компаний приведено не было, из чего можно сделать вывод, что явно недооцененных компаний в России больше нет. В этом также нет ничего странного: после нескольких лет постоянного роста на 40-80% в год рано или поздно все компании становятся оцененными на уровне их зарубежных конкурентов или даже выше.
В целом от круглого стола складывалось впечатление присутствия на похоронах фондового рынка, когда об усопшем говорили или хорошо, или ничего. Очевидно, что представители инвестиционного сообщества не на шутку встревожены текущей ситуацией на российском фондовом рынке и крайне неопределенными перспективами на ближайший год. Возможно, они опасаются сильнейшего оттока средств частных инвесторов из ПИФов в частности, и из фондового рынка вообще. А это обязательно произойдет, когда инвесторы поймут, что тренд рынка сменился с растущего на падающий. В этом случае инвестиционным компаниям будет не на чем зарабатывать. Следовательно, придется сокращать персонал, переезжать в офисы попроще и делать другие неприятные вещи, чтобы остаться на плаву.
Сегодня по всему миру мы наблюдаем "бегство в качество", когда инвесторы спешно и без разбору распродают ценные бумаги развивающихся стран и переводят деньги в "тихую гавань" – золото и казначейские облигации США. В сложившейся ситуации говорить о том, что Россия может стать еще одной тихой гаванью – значит совершенно не понимать сути происходящих сейчас в мировой экономики процессов.
А происходит следующее – США неумолимо скатываются в рецессию, длительность и последствия которой сегодня не берется оценить никто. Сами американцы говорят, что не ожидают на своем фондовом рынке ничего хорошего в течение, по крайней мере, полугода. Понятно лишь, что США способны утянуть за собой всех. А поскольку фондовый рынок всегда устанавливает сегодняшние цены, основываясь на возможных в будущем событиях, становится понятно, почему падает российский фондовый рынок, хотя сегодня, образно говоря, на российском небе еще нет ни единого облачка.
Лишь в кулуарах отдельные представители инвестиционного сообщества были вынуждены признать, что проблемы действительно существуют. Удивительно, но никто из крупнейших инвестиционных компаний и банков пока не менял своих прогнозов по поведению индекса РТС в 2008 году. В конце 2007 года консенсус-прогноз на конец 2008 года по индексу РТС составлял 2 800, то есть прогнозировался рост на уровне 22%. Сейчас уже очевидно, что такой прогноз излишне оптимистичен. Аналитики Банковского портала
FinNews.ru считают, что положительную номинальную доходность (без учета инфляции) в 2008 году могут показать лишь банковские вклады, инвестиции в недвижимость и драгоценные металлы. Инвестиции в облигации также могут показать положительную номинальную доходность, но здесь все будет зависеть от профессионализма управляющего. Ситуация с компанией "Арбат Престиж" показывает, что облигации могут быть не менее рискованным инструментом, чем акции. А вот индексы РТС и ММВБ скорее всего в 2008 году будут в минусе.