|
7.08.07/12:28 Искусство умолчания
Есть такой банк – "Хоум Кредит энд Финанс Банк". Новостной шлейф вокруг его имени за последние 2 года нельзя назвать идеальным - то просрочка по его кредитам выросла более чем на 20% от кредитного портфеля, то его из магазинов выгоняют. Правда, весной 2007 года все стало выравниваться - то банк отделения открывает, то программу ипотеки запускает. И все это на фоне "нехорошего" прямого конкурента – банка "Русский Стандарт". Конкурент злобно обманывает клиентов, а они, в свою очередь, пишут на него жалобы в прокуратуру и Роспотребнадзор. И ведь что обывателю кажется - Хоум хороший (много новых продуктов плюс развитие), а Русский стандарт - плохой (проверки из прокуратуры и куча судебных исков).
Мне так не казалось, потому что у меня была кредитная карта "Русского стандарта". По ней я за 1,5 года при задолженности 50 тысячи рублей выплатил только процентов на 32 тысячи рублей. Поэтому при решении взять кредит в магазине (о ужас, при том, что доля таких кредитов падает) я сразу же ориентировался на "Хоум Кредит". Специфика моей работы такова, что не все банки любят мою должность (я работаю в банке). А вот "Хоум Кредит" с назойливой регулярностью раз в квартал мне шлет письма. Я брал у них кредит 3 года назад и успешно его погасил, вот они и продолжают мне навязывать свои кредитные продукты. То пластиковую карту пришлют, то бумажную. И ведь письмами не ограничиваются: они же еще звонят на мобильный телефон и возмущаются, почему я не активирую их продукты. То пришлют буклет на автокредит, то на супер кредит наличными. И подписываются начальниками департаментов по работе с привилегированными клиентами. Одним словом - банк хочет дать мне кредит. Когда же наши желания (банка - дать, мои - взять) совпали, я подошел к банковской стойке с надеждой оформить кредит на бытовую технику на 25 000 рублей.
Я сообщил кредитному инспектору, что хочу купить в кредит бытовую технику на сумму 25000. Она мне ответила, что, согласно условиям кредитования в их банке, мой ежемесячный платеж при сроке кредита 10 месяцев составит не более 2 700 рублей. Обратите внимание: слова в течение всего процесса очень важны. Я согласился (держа в голове, что есть еще и первоначальный взнос). Мне предложили написать на листовке свое фамилию, имя, отчество и место работы. В этот момент кредитный инспектор мне всячески улыбалась и проверяла мой паспорт. Пока я писал свою короткую ФИО на листике, кредитный инспектор обрадовала меня, что кредит мне одобрен. Она попросила меня погулять 10 минут, пока она сделает ксерокопию моего паспорта, и предложила расписаться на одобрении банка. Этот клочок бумаги формата чуть меньше А5 пестрил моими ФИО и цифрами. Кредитный инспектор всячески тыкала шариковой ручкой в мои ФИО и в дату первого платежа (спустя три недели), всячески намекая, что как прекрасно - мне сейчас надо заплатить только первоначальный взнос в размере 2 700 рублей и потом - только спустя месяц. И циферки на бумажке были отмечены зеленым маркером - то есть привлекали мое внимание. Я на пару секунд призадумался - а почему первоначальный платеж 2 700 рублей, когда товар стоит 25 000 рублей? Но не обратил на это внимание. И оплатил первый взнос.
Последующие 10 минут прошли бурно: моя голова думала, почему я не контролирую, что делает кредитный инспектор с моим паспортом, когда меня рядом нет. Но я еще совершал другую покупку, уже за наличные, поэтому не придал этим думам серьезного значения. Спустя минут 15 я пришел на дооформление документов. Инспектор мне предложила поставить подпись на бумажке, где перечислены мои анкетные данные. И тут я обнаружил, что мои ФИО указано правильно, прописка и место работы тоже правильно, но вот с суммой кредита - непорядок. Я вообще ее случайно заметил, потому что инспектор раза три мне сказала - проверьте свои анкетные данные и распишитесь. Сумма кредита была равна 22 500 рублям и плюс страховка в кредит в размере 3 000 рублей. Итого кредит составил 25 500 рублей (при стоимости товара 25 000 рублей и уже внесенном взносе 2 700 рублей). На мой вопрос – а при чем тут страховка? - инспектор мне заученно произнесла - страховка в нашем банке обязательна. Я попробовал возмутиться, прекрасно понимая, что, откажись я сейчас - у меня будут трудности с возвратом первоначального взноса и финансовые потери. Возмущаться я стал вовсе не потому, что мне ни слова про страховку не было сказано. А потому, что девушка пытается мне доказать, что страховка обязательна! Спустя 5 минут препирательств инспектор предложила мне расторгнуть кредит. Я не стал от него отказываться, так как не вижу смысла платить банку проценты за кредит, ничего не купив на эти кредитные средства (судя по тексту условий кредитования данного банка, в случае отказа от кредита я, как заемщик, обязан компенсировать потери банка в виде процентов по кредиту за месяц). Девочка предложила мне подписать бумажку, в которой черным по белому было написано - что я, ФИО, ознакомлен с условиями страхования. Естественно, прежде чем подписывать, я попросил ее предъявить мне эти условия. На что получил ответ - у меня их нет, и какая вам лично разница, ведь данная подпись - уже простая формальность, так как кредит мне уже выдан и я стал обладателем своей гнусной бытовой техники. Я с ней согласился. И затем мне предложили подписать расписку, что я перед лицом "Чешской страховой компании" клянусь, что не болею ни какими болезнями, в том числе и теми, которые диагностируются не сразу и не в первый день обращения к врачу (это и онкология, и урология, и гинекология, хотя ко мне это не относится, и нефрология и венерология, в том числе и СПИД). На что я девушке заметил, что СПИД не является заболеванием, и инкубационный период у ВИЧ - не менее 6 месяцев, и если я подпишу данную бумажку - и завтра мне поставят диагноз ВИЧ, или онкологию, ли урологию - то страховой полис будет недействителен. На что я опять получил ответ, что это все формальности, подписывайте скорее и забирайте свой товар. Дальше - больше. Мелкими буквами в этой расписке было написано, что я даю неограниченные полномочия страховой компании на предмет проверки моего состояния здоровья в любом учреждении здравоохранения Российской Федерации. Что, кстати, противоречит российским законам.
Одним словом, меня развели на страховку, которая за 10 месяцев кредита обошлась мне в 12% от страховой суммы. Таких ставок нет ни при одном виде страхования. При этом я позвонил по многоканальному телефону банка, спросить, обязательна ли страховка. С пятой попытки я дозвонился и услышал ответ оператора - она обязательна.
Сравните сайт банка "Русский Стандарт" - там есть все тарифы, в том числе и по программам страхования. И сайт банка "Хоум Кредит", у которого про страховку есть полслова - что она необязательна, но в случае моей смерти моим наследникам придется выплачивать мой кредит. Тарифов нет, условий нет. На каком основании операторы справочной службы уверяют заемщиков, что страховка обязательна, а кредитные инспекторы даже не ставят в известность, а просто клепают кредиты со страховкой? А если я уже застрахован? За что я переплачиваю, собственно, раз условия страховки мне не известны? И окончательно меня "убил" тот факт, что договора у меня с банком нет. Есть подписанная анкета и есть подписанный листочек с сообщением банка. А договора – нет! Есть неподписанные Условия кредитования, где, кстати, написано, что банк имеет право запрашивать в кредитном бюро мою кредитную историю. Но банк мне даже не предложил сформировать мою кредитную историю! Я ни вслух не произносил кодовое слово, ни записывал его. То есть, на мой взгляд, нарушается сразу несколько инструкций Центрального Банка и Федеральный закон о кредитных бюро. Куда смотрят регулирующие органы? Источник: Автор, пожелавший сохранить неизвестность, специально для FinNews.ru
|
|