|
27.06.24/10:56 ПАСЕ предложила усилить санкции против России
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) 26 июня 2024 года приняла резолюцию №2557 "Роль санкций в противодействии агрессивной войне РФ против Украины".
Текст резолюции:
1. Агрессия Российской Федерации против Украины, которая началась в 2014 году и переросла в неспровоцированное полномасштабное военное вторжение в Украину в 2022 году, является серьезным нарушением международного права, которое послужило основанием для исключения Российской Федерации из Совета Европы. Выражая солидарность с Украиной и ее народом, Парламентская Ассамблея вновь решительно осуждает агрессивную войну Российской Федерации против Украины и бесчисленные противоправные действия и нарушения международного права, совершенные Российской Федерацией.
2. Агрессивная война Российской Федерации против Украины должна быть прекращена, и все виновные должны быть привлечены к ответственности за свои преступления. Ассамблея приветствует прогресс, достигнутый в создании всеобъемлющей системы ответственности, которая в качестве первого шага привела к созданию Реестра ущерба, причиненного агрессией Российской Федерации против Украины, под эгидой Совета Европы. Ассамблея подчеркивает необходимость обеспечения того, чтобы Реестр также включал весь ущерб, причиненный временно оккупированным территориям.
3. Ассамблея призывает к скорейшему завершению создания системы ответственности путем создания механизма компенсации и создания специального трибунала для расследования и преследования политического и военного руководства Российской Федерации за преступление агрессии. Международный компенсационный механизм должен быть направлен в первую очередь на компенсацию гражданам, в том числе вынужденным переселиться с временно оккупированных территорий. Ассамблея призывает как можно скорее начать консультации по проекту Соглашения между Советом Европы и Правительством Украины о создании специального трибунала за преступление агрессии Российской Федерации против Украины, включая его Статут, и о возможном проекте расширенного частичного соглашения, регулирующего условия поддержки такого Трибунала, его финансирование и другие административные вопросы.
4. Ассамблея уже признала, что необходим широкий спектр правовых, политических и дипломатических мер, чтобы остановить агрессивную войну Российской Федерации против Украины. Таким образом, он занял четкую позицию в пользу санкций против Российской Федерации и ключевых фигур режима Владимира Путина, в том числе в своей Резолюции 2506 (2023) «Политические последствия агрессивной войны Российской Федерации против Украины», Резолюции 2529 (2024). ) «Положение детей Украины» и Резолюция 2539 (2024) «Поддержка восстановления Украины». Ассамблея повторяет содержащиеся в нем рекомендации, а также в своей резолюции 2252 (2019) «Сергей Магнитский и другие – борьба с безнаказанностью посредством целенаправленных санкций» и резолюции 2542 (2024) «Санкции против лиц, включенных в «список Кара-Мурзы»», в котором он предлагает всем государствам, которые еще не приняли законы о целевых санкциях типа Магнитского, сделать это без дальнейшего промедления. Ассамблея также повторяет свой призыв к государствам-членам Совета Европы объявить нынешний российский режим террористическим, как это предусмотрено в резолюции 2463 (2022) «Дальнейшая эскалация агрессии Российской Федерации против Украины».
5. Ассамблея признает, что пропаганда и дезинформация, распространяемые российскими средствами массовой информации, служат инструментом ведения войны, используемым как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, особенно в странах так называемого глобального юга. Каналы, используемые государством-агрессором для воздействия на внешний мир, должны подвергаться санкциям. Для этого необходимо ввести санкции против отдельных пропагандистов, которые пропагандируют идеологию «Русского мира» и разжигают войну и ненависть к Украине.
6. Столкнувшись с неспособностью Совета Безопасности ООН (СБ ООН) прибегнуть к статье 41 Устава ООН, учитывая, что государство-агрессор Россия является постоянным членом СБ ООН, коалиция государств и Европейский Союз ввели и регулярно обновляется беспрецедентный набор ограничительных мер, направленных на привлечение властей Российской Федерации, элит и их сообщников к ответственности за их противоправные действия, а также на ограничение способности Российской Федерации вести агрессивную войну против Украины путем воздействия на ее военный и экономический секторы. Кроме того, санкции были введены против Беларуси в ответ на ее участие в агрессивной войне Российской Федерации против Украины и против Ирана в связи с производством и поставкой беспилотников, которые используются российскими военными в Украине. Введение санкций способствует усилиям по восстановлению справедливости, прекращению страданий и удержанию государства-агрессора России от любого искушения дальнейшего расширения своей военной угрозы в Европе.
7. Среди наиболее существенных ограничительных мер против Российской Федерации — установление предельного уровня цен на нефть и меры экспортного контроля, а также конкретные целевые санкции против лиц и компаний, непосредственно вовлеченных в агрессивную войну Российской Федерации против Украины. Благодаря этим санкциям Российская Федерация потеряла 113 млрд долларов США доходов, связанных с экспортом нефти, что значительно сократило приток иностранной валюты. Санкции также существенно ограничили доступ Российской Федерации к товарам и технологиям, которые имеют решающее значение для ее военной промышленности.
8. Несмотря на эти результаты, Ассамблея обеспокоена тем, что эффективность системы санкций снижается из-за пробелов и лазеек, которые используются российскими властями и нацелены на отдельных лиц для обхода ограничений. Например, чтобы обойти ограничение цен на нефть, российские власти сформировали «теневой флот» из старых судов, которые работают под разными флагами и представляют серьезную экологическую угрозу из-за плохого технического обслуживания и ненадежного страхового покрытия. Объем торговли Российской Федерации с такими странами, как Китай, Иран, Казахстан и Кыргызстан, резко увеличился, равно как и с некоторыми государствами-членами Совета Европы. Факты показывают, что это увеличение связано с реэкспортом чувствительных товаров, происходящих из стран, налагающих санкции, несмотря на существующий запрет.
9. Ассамблея обращает внимание на другие критически важные отрасли экономики Российской Федерации, на которые необходимо наложить санкции. Например, российский сжиженный природный газ (СПГ) все еще пробивается на европейский рынок, составляя около 15% от общего объема поставок. Только в 2023 году РФ заработала на поставках газа 99 миллиардов долларов.
10. Особое внимание следует уделить российским стальным слябам (полуфабрикатам для прокатки в лист или рулонный прокат), чугуну и железорудной продукции. Например, только в ноябре и декабре 2023 года российские слябы поступили в Евросоюз по цене, значительно ниже рыночной (450 евро за тонну вместо 600 евро за тонну по данным EUROFER). Это один из основных секторов российской экономики, на долю которого, по оценкам, приходится 3% ВВП страны, или примерно 60 миллиардов долларов США в год. Это приводит к демпингу цен, задержке перехода к «зеленой» экономике и стимулированию экономики Российской Федерации, которая финансирует агрессивную войну против Украины.
11. В свете этих соображений Ассамблея полагает, что необходимы срочные и решительные действия для повышения эффективности системы санкций, извлекая уроки из накопленного опыта. Поэтому Ассамблея призывает государства-члены и государства, не являющиеся членами Совета Европы, рассмотреть следующие меры по усилению и расширению спектра применяемых санкций:
11.1 усилить соблюдение ограничения цен на нефть путем внесения в список судов «теневого флота», собранного Российской Федерацией и ее сообщниками, их запрета и создания белого списка брокеров, уполномоченных предоставлять информацию о сделках в рамках ценового ограничения;
11.2 обеспечить, чтобы другие стратегические источники российских доходов также были нацелены, включая сжиженный природный газ и трубопроводный газ, а также сельскохозяйственную, металлургическую и атомную промышленность, путем запрета как прямого импорта, так и перепродажи сопутствующей продукции;
11.3 запретить экспорт критически важного сырья, произведенных боевых товаров и предметов двойного назначения в Российскую Федерацию, особенно тех, которые могут способствовать военным усилиям, и затруднить доступ к их транспортным узлам, услугам и финансовой помощи всем перевозчикам, перевозящим их. товары в Российскую Федерацию;
11.4 запретить всем российским и белорусским банкам участвовать в международной системе платежных сообщений Общества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT) и призвать банки прекратить операции в Российской Федерации;
11.5 расширить список лиц, на которых распространяются санкции, включив в него также лиц, непосредственно ответственных и участвовавших в преследовании и жестоком обращении с Владимиром Кара-Мурзой, преследовании, жестоком обращении и смерти Алексея Навального, депортации, насильственном перемещении и необоснованной задержка репатриации украинских детей и разрушение украинских городов и поселков, таких как Мариуполь, Бахмут, Авдеевка и Марьинка;
11.6 обеспечить, чтобы российские компании военного и оборонного секторов, особенно производящие оружие, а также их владельцы и менеджеры попали под санкции;
11.7 рассмотреть имеющиеся правовые основания для нападения на членов семей лиц, подвергшихся санкциям;
11.8 усилить и расширить запрет на средства массовой информации, транслирующие российскую пропаганду, обеспечив соблюдение запрета и применение соответствующих наказаний в случае его несоблюдения.
12. Датские проливы в основном расположены в территориальных водах Дании и представляют собой пункт пропуска примерно для трети российского экспорта нефти. Согласно международному праву, Дания не может препятствовать транзиту иностранных судов через Датские проливы, если только они не нарушают экологические правила. В то же время санкции Евросоюза распространяются и на территориальные воды его государств-членов. Поэтому Ассамблея предлагает властям Дании в сотрудничестве с другими государствами и соответствующими международными субъектами созвать аналитическую группу для рассмотрения мер, которые Дания может применить в соответствии с международным правом, чтобы не допустить использования судами свободы судоходства в Датские проливы для обхода системы международных санкций.
13. Приветствуя принятое 8 мая 2024 года решение Европейского совета использовать непредвиденную прибыль от замороженных активов российского центрального банка для поддержки восстановления и военной обороны Украины, Ассамблея повторяет свой призыв изучить все доступные законные варианты конфискации замороженных российских активов и интересы, возникающие в связи с этим, и обязать их выплачивать компенсации украинским гражданам, восстанавливать разрушенные города и регионы и восстанавливать Украину.
14. Эффективность режима санкций должна быть также повышена за счет увеличения числа стран-участниц, улучшения их координации и сокращения правовых пробелов и лазеек. С этой целью Ассамблея предлагает государствам-членам и нечленам Совета Европы:
14.1 присоединиться к коалиции стран, вводящих ограничительные меры в отношении Российской Федерации, если они еще этого не сделали;
14.2 расширить и упростить меры экспортного контроля, в частности, путем создания механизма координации многостороннего экспортного контроля, путем создания более надежных систем отслеживания и проверки для предотвращения попадания подпадающих под санкции товаров и материалов на мировые рынки через косвенные каналы, а также путем усиления сбора, доступность и обмен соответствующими таможенными и банковскими данными;
14.3 укреплять корпоративную ответственность путем:
14.3.1 установить кодексы корпоративной ответственности, препятствующие торговле с Российской Федерацией напрямую или через третьи страны в стратегических секторах, имеющих решающее значение для ее военных усилий;
14.3.2 предоставление более четких указаний по режиму санкций для частного сектора, особенно в отношении «пункта об отсутствии России», введенного в отношении экспортеров из Европейского союза;
14.3.3 внедрение систем комплексной проверки для отслеживания полного маршрута экспорта;
14.3.4 введение уголовной ответственности для корпоративных руководителей компаний, причастных к нарушению и обходу санкций;
14.3.5 повышение эффективности проверок и расследований;
14.4 бороться с обходом санкций, которому способствуют дочерние компании, работающие в третьих странах, путем привлечения к ответственности материнских компаний по всему миру;
14.5 создать и опубликовать реестр физических лиц и компаний, действующих под их юрисдикцией, которые поддерживают усилия Российской Федерации в ее агрессивной войне против Украины;
14.6 создать и опубликовать реестр физических и юридических лиц, действующих под их юрисдикцией и причастных к нарушению и обходу санкций;
14.7 расширить и диверсифицировать применение вторичных санкций в отношении стран, юридических и физических лиц, способствующих нарушению и обходу санкций;
14.8 приостановить финансовую помощь и все виды помощи тем странам, организациям и частным лицам, которые поддерживают Российскую Федерацию в ее агрессивной войне против Украины;
14.9 рассмотреть вопрос о том, чтобы тот же диапазон и характер ограничительных мер был применен к ближайшим союзникам Российской Федерации, таким как Беларусь, Иран, Северная Корея и их элиты;
14.10 совершенствовать многостороннее сотрудничество в целях обеспечения гармонизации соответствующих национальных законодательств, устранения юридических лазеек, способствующих обходу санкций, постоянного обмена информацией и передовым опытом, а также проведения совместных инспекций и расследований;
14.11 укрепить финансовый, человеческий и технический потенциал национальных органов, ответственных за соблюдение санкций, чтобы у них было достаточно средств для надлежащего и эффективного выполнения своих задач;
14.12 ужесточить наказания, применяемые за обход санкций;
14.13 повышать осведомленность общественности посредством коммуникационной стратегии, которая разъясняет важность санкций гражданам Европы и разъясняет их цель, которая в конечном итоге заключается в минимизации экономической мощи государства-агрессора России и, следовательно, в сокращении ее возможностей вести агрессивную войну и совершать военные преступления;
14.14 оказать поддержку тем независимым СМИ, которые активно противодействуют усилиям российской пропаганды.
15. В целях устранения зон безопасности и обеспечения более однородной правовой базы в вопросах криминализации нарушения и уклонения от санкций Ассамблея настоятельно призывает государства-члены Европейского союза ускорить включение в свое национальное законодательство положений, содержащихся в Директиве (ЕС) 2024/1226 Европейского парламента и Совета от 24 апреля 2024 года об определении уголовных преступлений и наказаний за нарушение ограничительных мер Союза и о внесении изменений в Директиву (ЕС) 2018/1673.
16. Кроме того, претенденты на членство в Европейском Союзе должны обеспечить соответствие своего внутреннего законодательства положениям, содержащимся в Директивах 2024/1226 и 2018/1673, и в целом решениям, принятым в рамках Общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза. Ассамблея призывает Европейский Союз рассматривать это выравнивание как необходимое условие для продолжения процедур переговоров о членстве.
17. В декабре 2022 года Европейская комиссия решила назначить Международного специального посланника по осуществлению санкций Европейского Союза, чтобы обеспечить постоянный диалог с третьими странами во избежание обхода или нарушения санкций. Ассамблея предлагает Европейскому Союзу усилить эти дипломатические усилия, особенно с третьими странами, которые еще не вводят ограничительные меры в отношении Российской Федерации, путем определения возможных стимулов для них сделать это.
18. Что касается спортивных санкций, Ассамблея сожалеет о принятом Международным олимпийским комитетом решении разрешить российским и белорусским спортсменам участвовать в Олимпийских играх 2024 года в Париже в качестве индивидуальных нейтральных спортсменов, вопреки его призыву полностью запретить их участие, выраженному в резолюции . № 2507 (2023 г.) «Агрессивная война против Украины – Участие российских и белорусских спортсменов в Олимпийских и Паралимпийских играх 2024 года в Париже?».
19. Ассамблея приветствует и поощряет инициативы, которые Совет Европы предпринимает по вопросу санкций, в том числе посредством работы Комитета юрисконсультов по международному публичному праву (CAHDI) и мониторинговой деятельности Комитета экспертов по вопросам санкций. Оценка мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (MONEYVAL), а также проект Совета Европы и Инструмента технической поддержки Европейского Союза «Эффективное внедрение режима санкций и расширение трансграничного сотрудничества в государствах-членах ЕС».
Источник: Соб.инф.
|
|