Подъехала великолепная новость о российских успехах в импортозамещении и технологическом суверенитете. Разумеется, слово "великолепная" надо брать в кавычки. Потому что эта новость обнажила серьёзные проблемы во многих отрасли российской промышленности. Причём, судя по контексту, явно очень и очень застарелые.
Итак, новость. Председатель совета директоров S7 Group Евгений Елин 28 ноября 2023 года во время выступления на форуме "Российский промышленник" привел очень интересный слайд. Но сначала о самом выступлении. Оно было посвящено технологическому суверенитету России.
Дальше я просто процитирую темы для обсуждения: "Текущая политика вынужденного изоляционизма ставит перед авиационной отраслью ряд серьезнейших вызовов. Ключевая задача – минимизация технологического отрыва, в области двигателестроения и авиастроения, который по различным оценкам составляет от 15 до 20 лет. Обеспечение современной транспортной отрасли высокотехнологичной и конкурентоспособной продукцией невозможно без достижения технологического суверенитета в целом ряде отраслей, в том числе станкостроении, металлургии, химическом производстве. Не менее важна и связанная задача по имплементации в производственную культуру лучших западных практик, в области управления производством, проектного менеджмента, организации и эффективности труда, что, в свою очередь, формирует принципиально новые требования к компетенциям выпускников высших учебных заведений".
Отрыв? Теперь это так называется? Запишите это слово в копилку российского новояза. На самом деле, следует читать – отставание. В области двигателестроения и авиастроения это отставание составляет уже от 15 до 20 лет. И это не я говорю. Это авиационные специалисты говорят. А ведь всего 50 лет назад наша страна была вполне конкурентоспособна. Напомню для информации, что советский сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 совершил первый испытательный полёт на два месяца раньше британско-французского сверхзвукового конкурента – "Конкорда" (Concorde – согласие).
А теперь сам
"слайд". В нём указана дата сертификации и среднее время между капитальными ремонтами трех двигателей. Два российских и один американо-французский. Цитирую:
1. ПС-90 сертифицирован в 1992 году. Время – 6 000 часов. Авиадвигатель в различных версиях устанавливается на самолёты Ил-96, Ту-204, Ту-214, Ил-76.
2. ПД-14 сертифицирован в 2018 году. Время – 3 600 часов к 2026 году и 12 500 часов к 2030 году. Авиадвигатель планируется устанавливать на самолёт МС-21.
3. CFM56-5B/7B сертифицирован в 1993/1996 году. Время – 40 000 часов. Авиадвигатель в различных версиях устанавливается на самолёты Airbus A318, А319, А320, А321 и Boeing 737 NG.
Хвала и гордость отечественного двигателестроения (ПД-14) в реальности лишь условно готов к настоящей эксплуатации в суровой российской действительности. Он, как говорят в таких случаях – "сырой". Просто сравните время наработки до капитального ремонта с лучшими мировыми образцами, стоящими на популярнейших самолётах. 3 600 часов у российского движка против 40 000 часов у американо-французского движка. И заметьте – 3 600 часов планируется достигнуть лишь к 2026 году. Очевидно, что сегодня эта цифра ещё меньше. Причём, непонятно, насколько меньше. Кажется, его собираются, как говорят в таких случаях – "доводить до ума" в коммерческих полётах с реальными пассажирами. Помните фразу из фильма, ставшую классической – "Тренируйся на кошечках"? Кошечки в случае с ПД-14 – это все мы. Все россияне становятся подопытными кроликами.
Если вы думаете, что ситуация, сложившаяся сегодня в России с авиационными двигателями, уникальна для нашей страны – вы глубоко заблуждаетесь. Она таковой была часто. Мягко скажем. Например, перед второй мировой войной в СССР не было ни одного авиационного мотора для истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, разработанного с нуля внутри страны. Все были лицензионными копиями (смотри статью
"Как надо и как не надо проводить импортозамещение. На примере СССР и современной России"). С реактивными моторами после второй войны произошло то же самое. Все были копиями. Смотрите по той же ссылке.
Если вы думаете, что отставание в российской авиационной отрасли касается только этой отрасли – вы глубоко заблуждаетесь. Достаточно почитать разные новости про успешные успехи в
"импортозамещении", чтобы в этом убедиться.
А всё потому, что кое-кто в попытках достичь неких иллюзорных целей, сделал нашу страну изгоем. И теперь вся страна будет вынуждена заново изобретать велосипеды почти во всех отраслях народного хозяйства. Справится? Сомневаюсь. Те, кто мог бы справиться – уезжали, уезжают, и будут уезжать. Потому что не видят здесь перспектив. Но даже если в конечном итоге справится. Это будет долго и дорого. Очень долго и очень дорого. Как в том же СССР. И совершенно непонятно, зачем всё это надо было проходить заново в XXI веке. Неужели одно таблетки оказалось недостаточно?
Настолько долго и настолько дорого, что, прежде чем все велосипеды будут изобретены заново, мы можем потерять даже то, что имели. Потому что
"Россия пытается строить новый чудный мир и новый мировой порядок, ведущий в каменный век". И может получиться так, что
"Владимир Путин принял Россию с ядерной бомбой, а оставить может с сохой".
P.S.: Президент РФ Владимир Путин полтора года назад пообещал производить российские самолёты. Полтора года прошли.
"Самолётов нет". Посмотрите на графичек
"Производства гражданских самолётов в РФ"). И прослезитесь…
===
Оригинал статьи на сайте
FinNews.ru. Если нравится статья – пожертвуйте на развитие канала (форма
"Юмани" доступна по ссылке) кто сколько может, и подпишитесь на канал. Или только подпишитесь на канал. Можно подписаться на наш канал в
Телеграм и/или в
Вконтакте.