Недавно в России случилось чудо чудесное. В первый раз взлетел полностью импортозамещённый опытный образец самолета Superjet New. Он же SJ-100. Так теперь называется бывший Sukhoi Superjet 100. Полностью импортозамещённый – это значит, что в самолёте нет ни одного иностранного компонента. Импортозамещение в действии. Импортозамещение работает.
Все (или почти все) российские средства массовой информации (СМИ) слово в слово повторяли заголовок пресс-релиза: "Импортозамещённый "Суперджет" совершил первый полёт". Повторяли, даже несмотря на весьма странную фразу, размещённую ближе к концу пресс-релиза: "В целях ускорения программы испытаний на первом опытном образце самолёта используются франко-российские двигатели SaM146".
Наверное, редактора просто не читают пресс-релизы до конца. А зря. А если даже и читают, то явно не всегда понимают прочитанное. Как в данном конкретном случае. Кажется, профессиональная деградация добралась и до российской прессы.
Потому что эта фраза полностью перечёркивает весь смысл победной реляции "Объединённой авиастроительной корпорации" (ОАК), которая и является автором пресс-релиза. Перечёркивает, как букву, так и дух победной реляции. Потому что упомянутый выше авиадвигатель SaM146 не является полностью российским. Он является франко-российским. Причём, вклад французской компании Snecma в создании и производстве SaM146 невозможно переоценить. Французы отвечают за самую сложную часть двигателя. За так называемую горячую часть – газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления.
А если быть совсем точным, то авиадвигатель SaM146 изначально в принципе не был российским. Потому что его прародителем был авиадвигатель CFM56. Это детище американской компании General Electric и уже упоминавшейся выше французской компании Snecma. Причём, при производстве CFM56 за самую сложную, горячую часть (компрессор высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления) отвечала General Electric. Кажется, американцы французам не очень доверяют. А французы, в свою очередь, не очень доверяют россиянам.
Изначально Sukhoi Superjet 100 состоял на 75% из импортных комплектующих. В 2022 году эту долю удалось снизить до 55%. На долю авиадвигателей приходится примерно 25%. Называть самолёт импортозамещённым в то время, когда четверть его не является полностью российской – это очень большое преувеличение. Кстати, весной 2022 года, после начала известных событий, компания Snecma полностью остановила работу в России и перестала поставлять нам детали SaM146 своего производства. А без них SaM146 не собрать. А без SaM146 не собрать уже Sukhoi Superjet 100.
Кто-то сейчас скажет, что совсем скоро у России в целом, и у Superjet New в частности, появится полностью российский авиадвигатель – ПД-8. Простите, а совсем скоро – это когда? Тот самый, якобы, импортозамещённый опытный образец самолета Superjet New совершил первый полет на двигателях SaM146 просто потому, что ПД-8 к полёту не готовы.
Но и это ещё не всё. ОАК в пресс-релизе написал: "Всего на импортонезависимом "Суперджете" было замещено порядка 40 систем и агрегатов". Как и что они там насчитали – мне не ведомо. Допустим, что действительно смогли каким-то чудом импортозаместить 40 систем и агрегатов. А что с авионикой? Некоторые СМИ со ссылкой на анонимного авиаэксперта написали: "Некоторые системы и авионику в России не делают". Речь, наверное, идёт о современной авионике. Потому что, какую-то в РФ, наверняка, делают. Старое наследие СССР. Но она, наверное, уже безнадёжно устарела. А современной авионики нет. А зачем, если ещё недавно всё можно было купить? Продать нефть за доллары. И на полученные доллары купить всё, что нужно. В том числе и сложнейшую авионику.
Схема вполне рабочая, пока ты дружишь со всем цивилизованным миром. Когда же ты с этим миром поругался, то схема перестаёт работать. И тогда всё приходится делать самому. Как это и было реализовано в СССР. Но далеко не сразу. Сначала надо где-то получить образцы для подражания и обучения инженерных кадров.
"Образцы пришлось закупать на Западе в огромных количествах". А кадры пришлось выращивать чуть ли не с нуля. Потому что после большевистского государственного переворота и последующих репрессий из страны убежали и огромное количество старых инженерных кадров.
Сегодня ситуация в России очень похожа на ту, что сложилась в России после большевистского государственного переворота. На самом деле, проблемы с инженерными кадрами начались ещё в 90-х годах. Инженерные кадры перестали быть нужны. Ведь всё можно было купить. Зачем создавать что-то своё? Вот инженерные кадры и исчезли. Старые вымерли естественным путём. Новые не народились. А теперь ещё и образцы для подражания не купить. Не продают. Ибо санкции.
Так что, в возможность быстро импортозаместить всё, в чём нам отказал Запад, лично я не верю. Это невозможно. Лет за 5-10 (пять-десять), как это произошло с авиадвигателями в СССР в 30-е годы – может быть. Но ведь российские власти хотят импортозаместить всё за 2-3 года. Одно слово – фантазёры…
===
Оригинал статьи на сайте
FinNews.ru. Если нравится статья – пожертвуйте на развитие канала (форма
"Юмани" доступна по ссылке) кто сколько может, и подпишитесь на канал. Или только подпишитесь на канал. Можно подписаться на наш канал в
Телеграм и/или в
Вконтакте.