|
16.06.23/12:34 Европарламент признал разрушение Каховской ГЭС военным преступлением РФ и призвал принять Украину в ЕС и НАТО
Европарламент 15 июня 2023 года большинством голосов (425 за, 38 против, 42 воздержались) приняли резолюцию. Публикуем текст полностью.
Европейский парламент,
– принимая во внимание свои предыдущие резолюции по Украине, в частности, после эскалации агрессивной войны России против Украины в феврале 2022 года,
– принимая во внимание Соглашение об ассоциации между Европейским Союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Украиной, с другой стороны[1] и к сопутствующей Углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Европейским Союзом и Украиной, подписанной в 2014 г.,
– принимая во внимание заявление Украины о членстве в ЕС от 28 февраля 2022 г. и последующее предоставление статуса кандидата Европейским советом 23 июня 2022 г.,
– принимая во внимание совместное заявление по итогам 24-го Саммита Украина-ЕС от 3 февраля 2023 года в Киеве,
– принимая во внимание декларацию саммита НАТО в Бухаресте от 3 апреля 2008 г.,
– принимая во внимание Заявление лидеров G7 от 27 июня 2022 года о поддержке Украины и последнее Заявление лидеров G7 от 19 мая 2023 года,
– принимая во внимание заявление Вице-президента Комиссии/Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля и Комиссара по кризисному регулированию Янеза Ленарчича от 6 июня 2023 года о разрушении Каховской плотины,
– принимая во внимание итоговый документ Конференции по восстановлению Украины (URC2022), состоявшейся в Лугано с 4 по 5 июля 2022 года, и предстоящей конференции URC2023 в Лондоне с 21 по 22 июня 2023 года,
– принимая во внимание итоги Международной экспертной конференции по восстановлению, реконструкции и модернизации Украины, состоявшейся в Берлине 25 октября 2022 года,
– принимая во внимание Правило 132(2) и (4) своих Правил процедуры,
A. принимая во внимание, что с 24 февраля 2022 года, когда Россия возобновила неспровоцированную, необоснованную и незаконную агрессивную войну против Украины, геополитическая ситуация в Европе коренным образом изменилась; поскольку эта агрессивная война представляет собой вопиющее и вопиющее нарушение Устава ООН и основных принципов международного права; принимая во внимание, что преступления, совершенные Россией против Украины, в том числе преступление агрессии, военные преступления и преступления против человечности, которые могут быть приравнены к геноциду, требуют полной ответственности государственных должностных лиц, военных лидеров, пропагандистов в СМИ и других виновных в соответствии с международным правом. ; принимая во внимание, что Украина и ее граждане полны решимости противостоять агрессивной войне России и успешно защитили свою страну, хотя и с высокой ценой с точки зрения жертв среди гражданского населения и военных, разрушенной гражданской и критической инфраструктуры и уничтожения природной среды и объектов культурного наследия; принимая во внимание, что треть населения Украины покинула свои дома, а валовой внутренний продукт (ВВП) страны, по оценкам, сократился как минимум на одну треть в 2022 году; принимая во внимание, что действия России на Украине за последние 16 месяцев продолжают угрожать миру и безопасности в Европе и во всем мире;
B. принимая во внимание, что Украина, как независимая и суверенная страна, обладает фундаментальным правом определять свое будущее; поскольку это включает свободу выбирать свои союзы, устанавливать свою собственную политику и преследовать свои национальные интересы в соответствии с волей своего народа; принимая во внимание, что сильная, стабильная и независимая Украина жизненно важна для стабильности евроатлантического региона и имеет решающее значение для укрепления европейского и глобального мира и стабильности, а также для поддержки принципов демократии и международного права;
C. принимая во внимание, что Украина является страной-кандидатом на вступление в ЕС и получает массированную поддержку от ЕС во всех областях; поскольку Украина добилась ощутимого прогресса в продвижении важнейших реформ и демонстрирует четкую приверженность интеграции в ЕС и НАТО; тогда как в октябре 2023 года Комиссия представит отчет о ходе выполнения Украиной семи рекомендаций, указанных в заключении Комиссии от 17 июня 2022 года по заявке страны на членство в ЕС; поскольку ожидается, что Европейский совет примет решение о готовности Украины к членству в ЕС и дальнейших шагах на ее европейском пути на своем заседании в декабре 2023 года;
D. принимая во внимание, что ЕС и его государства-члены вместе с международными партнерами и союзниками по НАТО оказывают существенную военную поддержку, чтобы помочь Украине в осуществлении ее законного права на самооборону против агрессивной войны России;
E. тогда как в декларации саммита НАТО в Бухаресте союзники приветствовали евроатлантические устремления Украины и договорились о том, что она станет членом НАТО; принимая во внимание, что каждый раунд расширения НАТО следовал принципу, согласно которому он должен обеспечить дополнительную безопасность существующим членам; в то время как предстоящий саммит НАТО в Вильнюсе в июле 2023 г. должен будет решить вопрос о том, как выполнить заявление о поддержке членства Украины, сделанное в Бухаресте в 2008 г.;
F. поскольку Каховская плотина, расположенная на реке Днепр в оккупированной Россией части юга Украины, была преднамеренно разрушена в результате террористического акта 6 июня 2023 года; тогда как в результате взрыва в плотине образовался массивный прорыв, и вода хлынула вниз по течению в сторону Херсона; поскольку прорыв в плотине привел к гибели нескольких человек, вынужденной эвакуации местного гражданского населения, разрушению инфраструктуры, домов и дикой природы, а также к загрязнению воды промышленными химикатами и нефтью; принимая во внимание, что, по оценкам Украины, десятки тысяч людей остаются в затруднительном положении в пострадавшем районе, а сотни тысяч остались без доступа к безопасной питьевой воде; поскольку наземные мины были смещены в результате наводнения, что вызвало серьезные опасения по поводу безопасности; поскольку десятки тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий были повреждены, а осушение Каховского водохранилища оставит без орошения 584 000 гектаров сельскохозяйственных угодий; тогда как обширное водохранилище обеспечивало охлаждающей водой Запорожскую атомную электростанцию (АЭС) и снижение уровня воды представляет для нее дополнительную угрозу;
G. тогда как вторая Экспресс-оценка ущерба и потребностей, проведенная правительством Украины, Группой Всемирного банка, Комиссией и Организацией Объединенных Наций, опубликованная 23 марта 2023 года, оценивает, что стоимость реконструкции и восстановления в Украине выросла как минимум до 383 миллиардов евро. ; в то время как эта цифра будет увеличиваться по мере того, как все больше инфраструктуры будет повреждено или разрушено, примером чего может служить недавнее разрушение Каховской плотины; принимая во внимание, что 26 января 2023 года была запущена Межведомственная платформа координации доноров для Украины, объединяющая высокопоставленных официальных лиц из Украины, ЕС, стран G7 и международных финансовых институтов, таких как Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и Всемирный банк; в то время как платформа призвана действовать как катализатор,
1. вновь заявляет о своей непоколебимой солидарности и воздает должное мужественным людям и руководителям Украины, которые мужественно защищают суверенитет, независимость и территориальную целостность своей страны;
2. вновь самым решительным образом осуждает неспровоцированную, незаконную и неоправданную агрессивную войну России против Украины и причастность режима к Беларуси; призывает Россию немедленно прекратить все военные действия в Украине и полностью и безоговорочно вывести все силы, марионетки и военную технику со всей международно признанной территории Украины, прекратить насильственную депортацию украинских гражданских лиц и освободить всех задержанных и депортированных украинцев, особенно дети;
3. подтверждает свою решимость продолжать поддерживать Украину до полного восстановления и контроля над ее международно признанными границами и на протяжении всего процесса устойчивого восстановления и реконструкции Украины; признает стойкость и решимость, продемонстрированные украинским народом в его стремлении к демократическим ценностям, усилиям по проведению реформ и стремлению к интеграции в евроатлантическое сообщество наций;
4. самым решительным образом осуждает разрушение Россией Каховской плотины 6 июня 2023 года, что привело к обширным наводнениям, вызвало экологическую катастрофу и экоцид в Украине и представляет собой военное преступление; вновь заявляет, что все лица, ответственные за такие военные преступления, включая разрушение плотины, будут привлечены к ответственности в соответствии с международным правом; приветствует быструю активацию Механизма гражданской защиты ЕС; призывает Комиссию и государства-члены предоставить всю необходимую помощь, необходимую в зоне затопления, в частности, оборудование и технику для оказания помощи, питьевую воду и продукты питания; выражает тревогу по поводу того, что разрушение Каховской плотины также может поставить под угрозу безопасность Запорожской АЭС;
5. выражает постоянную обеспокоенность ситуацией на Запорожской АЭС, которая незаконно оккупирована и контролируется Российской Федерацией; требует немедленного доступа персонала Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) ко всем объектам Запорожской АЭС; поддерживает усилия по поддержанию постоянного присутствия МАГАТЭ на Запорожской АЭС; подчеркивает важность укрепления международных рамок защиты ядерных объектов, предназначенных для мирных целей, в том числе во время вооруженных конфликтов; вновь заявляет о своей глубокой обеспокоенности более широкими долгосрочными экологическими последствиями конфликта; напоминает и осуждает предыдущие акты экоцида России против флоры и фауны Украины, в том числе вырубку украинских лесов, минирование больших территорий и отравление воздуха и водных ресурсов;
6. Подчеркивает, что мир, принесенный победой Украины, должен быть обеспечен путем интеграции Украины в ЕС и НАТО; вновь заявляет в этом контексте о своей поддержке решения Европейского совета о предоставлении Украине статуса кандидата в члены ЕС; надеется на положительную рекомендацию Комиссии после выполнения семи шагов, изложенных в заключении Комиссии по заявке Украины на членство в ЕС; призывает Совет и Комиссию определить четкий план начала переговоров о присоединении, основанный на поэтапном подходе, с упором на обеспечение ощутимых выгод для украинского общества и граждан с самого начала процесса; настоятельно призывает Комиссию и государства-члены продолжать поддерживать Украину, чтобы ее переговоры о вступлении в ЕС могли начаться в этом году, и отмечает, что за этим может последовать межправительственная конференция в те же сроки; подтверждает свою приверженность членству Украины в ЕС, что представляет собой геостратегический сдвиг и инвестиции в единую и сильную Европу;
7. Подтверждает свой призыв к инновационному, взаимодополняющему и гибкому взаимодействию между текущей работой по реализации действующего Соглашения об ассоциации и процессом переговоров о присоединении, что позволит Украине постепенно интегрироваться в единый рынок ЕС и отраслевые программы, включая доступ к фондам ЕС в соответствующих областях; призывает государства-члены воздерживаться от любых односторонних действий, ограничивающих доступ Украины к единому рынку ЕС;
8. подчеркивает, что процесс присоединения к ЕС должен осуществляться в соответствии со статьей 49 Договора о Европейском Союзе, на основе соблюдения соответствующих процедур и при условии выполнения установленных критериев, в частности Копенгагенских критериев членства в ЕС, и остается процессом, основанным на заслугах, который требует принятия и реализации соответствующих реформ, в частности, в области демократии, верховенства закона, прав человека, рыночной экономики и внедрения законодательства ЕС; призывает Украину уделить первоочередное внимание укреплению верховенства права, продолжению реформы судебной системы и борьбе с коррупцией, поскольку прогресс в этих областях будет определять не только ее продвижение по европейскому пути, но и успех ее реконструкции и восстановления; твердо убежден в том, что фирма,
9. Призывает ЕС и его государства-члены оказывать расширенную поддержку и помощь Украине на ее пути к вступлению в ЕС, в том числе с точки зрения технических знаний, наращивания потенциала и институциональных реформ, необходимых для соответствия критериям членства; подчеркивает, что Союз сам должен провести необходимые реформы с учетом будущих расширений;
10. Приветствует решение саммита Совета Европы от 17 мая 2023 года в Рейкьявике о создании реестра ущерба, причиненного агрессивной войной России против Украины, что является одним из первых шагов на пути к международному механизму компенсации жертвам российской войны против Украины. агрессия; призывает остальных членов Совета Европы как можно скорее присоединиться к соглашению; повторяет в этом контексте свой призыв к институтам ЕС и государствам-членам активно продвигать свою работу по созданию правовой основы для конфискации российского государственного имущества с целью финансирования реконструкции Украины и выплаты компенсаций жертвам российской агрессии; подчеркивает свою убежденность в том, что как только война закончится,
11. Подчеркивает важность увязки реконструкции Украины с подготовкой страны к вступлению в ЕС и текущими внутренними реформами; вновь заявляет, что поврежденная инфраструктура и промышленные мощности должны быть восстановлены в соответствии с принципом "лучше, чем было" и целями Европейского зеленого соглашения с целью продвижения безуглеродной и цифровой экономики и превращения Украины в современное европейское государство всеобщего благосостояния. и рыночная экономика;
12. Подчеркивает необходимость уделить первоочередное внимание комплексному пакету мер ЕС по восстановлению Украины, который должен быть сосредоточен на немедленной, среднесрочной и долгосрочной помощи, реконструкции и восстановлении страны; призывает к тому, чтобы пакет восстановления был поддержан заслуживающим доверия и адекватным финансированием ЕС в соответствии с потребностями, и ожидает предложений Комиссии по среднесрочному пересмотру текущей многолетней финансовой программы и по финансированию усилий по восстановлению Украины в ближайшие годы через объект Rebuild Ukraine после его создания;
13. признает работу, проделанную Украиной, ЕС, Большой семеркой, международными финансовыми институтами и другими партнерами-единомышленниками по разработке плана восстановления и реконструкции для Украины; приветствует и поддерживает, в частности, семь руководящих принципов Луганской декларации; призывает Комиссию вместе с международными партнерами ЕС и Украины созвать еще одну конференцию высокого уровня, посвященную процессу реконструкции и восстановления Украины, которая будет основываться на результатах международных конференций 2022 года в Лугано и Берлине и предстоящей международной конференции в Лондоне, а также будет способствовать более тесному переплетению процесса реконструкции с процессом европейской интеграции Украины; приветствует намерение ЕС играть ведущую роль, в частности, через Межведомственную координационную платформу доноров, согласованную с Украиной, "Большой семеркой", международными финансовыми институтами и другими ключевыми партнерами; подчеркивает необходимость участия Европейского парламента в качестве наблюдателя; подчеркивает важность хорошей координации и надлежащего разделения труда между донорами и Украиной; подчеркивает необходимость обеспечения полной ответственности Украины за процесс реконструкции при активном участии организаций гражданского общества и местных органов власти; призывает ЕС, государства-члены и международные финансовые учреждения предоставлять условные гранты, а не кредиты; подчеркивает важность хорошей координации и надлежащего разделения труда между донорами и Украиной; подчеркивает необходимость обеспечения полной ответственности Украины за процесс реконструкции при активном участии организаций гражданского общества и местных органов власти; призывает ЕС, государства-члены и международные финансовые учреждения предоставлять условные гранты, а не кредиты; подчеркивает важность хорошей координации и надлежащего разделения труда между донорами и Украиной; подчеркивает необходимость обеспечения полной ответственности Украины за процесс реконструкции при активном участии организаций гражданского общества и местных органов власти; призывает ЕС, государства-члены и международные финансовые учреждения предоставлять условные гранты, а не кредиты;
14. подчеркивает, что разминирование и обезвреживание неразорвавшихся боеприпасов (НРБ) являются предпосылками для восстановления Украины, в том числе ее сельскохозяйственного производства, которое жизненно важно для экономики страны и глобальной продовольственной безопасности; напоминает, что большая часть территории Украины загрязнена минами и неразорвавшимися боеприпасами; подчеркивает тот факт, что нынешние усилия по разминированию и расчистке не покрывают потребности в этих видах деятельности; подчеркивает, что разминирование и обезвреживание неразорвавшихся боеприпасов необходимо ускорить, чтобы иметь возможность оказать помощь в необходимом масштабе тем частям страны, которые больше всего пострадали от российской агрессии; подчеркивает, что эти усилия потребуют всеобъемлющего долгосрочного финансирования;
15. Призывает правительство Украины продолжать укреплять местное самоуправление и закрепить успех реформы децентрализации в общей архитектуре процессов ремонта, восстановления и реконструкции в Украине, в частности, предоставив местным органам власти заметную роль в принятии решений о проекты реконструкции; обращает внимание на Ассоциацию украинских городов и Европейский альянс городов и регионов за реконструкцию Украины, последний из которых был запущен 30 июня 2022 года в качестве инструмента для картирования местных и региональных потребностей в Украине;
16. выражает свою убежденность в том, что процесс реконструкции и восстановления в Украине должен твердо основываться на принципах социальной справедливости и интеграции, гендерного равенства, устойчивости и "зеленых" преобразований, ответственности на местном уровне, прозрачности и подотчетности и должен сопровождаться эффективными механизмами контроля за его реализацией; подчеркивает важность прозрачной архитектуры управления, подотчетности и рационального финансового управления; подчеркивает необходимость использования оценок воздействия на окружающую среду для будущих проектов реконструкции, особенно на охраняемых территориях, например, в Карпатах;
17. Подчеркивает, кроме того, необходимость учитывать проблемы, потребности и опыт внутренне перемещенных лиц и беженцев, поскольку их реинтеграция в местные сообщества будет иметь решающее значение для укрепления социальной и институциональной устойчивости Украины и повышения ее единства; напоминает о надвигающейся проблеме облегчения страданий жертв и ветеранов, многим из которых будет трудно полностью вернуться в общественную жизнь после окончания войны, особенно тем, кто был задержан, подвергнут пыткам, изнасилованию или другим видам жестокого обращения со стороны российских оккупационных сил; вновь заявляет, что многим из них потребуется долгосрочная психологическая и медицинская реабилитация и помощь в реинтеграции;
18. Подтверждает свою позицию о том, что представители местного самоуправления и гражданского общества в Украине должны активно участвовать в процессе восстановления и реконструкции и что этот процесс должен соответствовать самым высоким стандартам прозрачности и подотчетности; призывает уделять особое внимание потребностям и ожиданиям молодых и уязвимых групп;
19. Призывает институты ЕС и государства-члены поддерживать единство ЕС и оказывать усиленное давление на Россию и ее союзников, в том числе посредством дополнительных пакетов санкций, направленных на стратегическое ослабление военного потенциала России; осуждает поведение государств, юридических и физических лиц, которые помогают России избежать последствий санкций ЕС; призывает Комиссию и государства-члены разработать механизм предотвращения обхода санкций; призывает Комиссию и государства-члены расширить санкции, включив в них полный запрет во всех государствах-членах на сбыт и огранку алмазов российского происхождения или реэкспорта из России, а также снизить верхний предел цен на российскую нефть; повторяет свой призыв к европейским компаниям прекратить свою деятельность в России; призывает государства-члены принять особые меры для предотвращения попадания высокотехнологичной продукции, экспортируемой в страны, не входящие в ЕС, в Россию; призывает государства-члены очень строго преследовать в судебном порядке физических или юридических лиц, участвующих в обходе санкций ЕС; призывает к усилению ограничительных мер против режима в Беларуси, которые не отражают санкции, введенные против России, несмотря на многочисленные призывы к этому;
20. Подчеркивает, что поддержка ЕС выходит далеко за рамки гражданского сектора, а также включает широкомасштабную поддержку в военной сфере; призывает ЕС, государства-члены и партнеров-единомышленников укреплять военное сотрудничество с Украиной, в том числе путем предоставления расширенных возможностей, обучения и наращивания потенциала, чтобы укрепить оборонный потенциал Украины до уровня, необходимого для освобождения международно признанных территории Украины и для сдерживания дальнейшей агрессии; подтверждает свою поддержку этих мер и их существенного расширения, а также необходимость в полной мере использовать Европейский фонд мира в этом отношении;
21. подчеркивает, что, успешно остановив российскую агрессию, украинская армия зарекомендовала себя как одна из самых боеспособных и опытных армий в мире; признает и высоко оценивает значительный вклад Украины в обеспечение безопасности евроатлантического региона и защиту его ценностей путем противодействия агрессивной войне России; напоминает о рисках, связанных с тем, что Украина будет томиться в серой зоне безопасности, что в долгосрочной перспективе побудит Россию продолжать боевые действия;
22. Призывает союзников по НАТО выполнить свои обязательства относительно членства Украины в НАТО и ожидает, что предстоящие встречи на высшем уровне в Вильнюсе и Вашингтоне проложат путь для направления приглашения Украине вступить в НАТО и что процесс вступления начнется после окончания войны и будет дорабатывается в кратчайшие сроки; призывает ЕС, государства-члены, союзников по НАТО и партнеров-единомышленников к тесному сотрудничеству с Украиной для разработки временных рамок гарантий безопасности, которые должны быть реализованы сразу после войны, пока не будет достигнуто полное членство в НАТО; подчеркивает тот факт, что интеграция Украины в НАТО и ЕС повысит региональную и глобальную безопасность, будет способствовать стабильности и укреплению уз сотрудничества и общих ценностей между Украиной и евроатлантическим сообществом;
23. Призывает Комиссию, Европейскую службу внешних связей и государства-члены укреплять стратегическую коммуникацию и предоставлять соответствующую информацию о взаимных выгодах и возможностях, предоставляемых расширением как в Украине, так и в государствах-членах, с целью дальнейшего увеличения поддержки и улучшения понимания процесса присоединения; призывает Комиссию, Европейскую службу внешних связей и государства-члены повысить прозрачность финансирования ЕС и его ощутимых результатов в Украине; настаивает на том, чтобы ЕС и украинское гражданское общество играли активную роль в реализации этих целей;
24. Поручает своему Президенту направить настоящую резолюцию в Совет, Комиссию, Вице-президенту Комиссии/Верховному представителю Союза по иностранным делам и политике безопасности, правительствам и парламентам государств-членов, Президенту, Правительству и Верховной Раде. Украины , Генеральный секретарь НАТО и Председатель Парламентской ассамблеи НАТО, Президент, Правительство и Парламент Российской Федерации, Совет Европы и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Источник: Соб.инф.
|
|