|
28.04.23/20:45 ПАСЕ: Насильственное перемещение и "русификация" украинских детей свидетельствует о геноциде
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) 27 апреля 2023 года приняла резолюцию №2495, посвящённую депортации и насильственному перемещёнию украинских детей и других гражданских лиц в РФ или на временно оккупированные территории Украины. Резолюция требует создать условия для безопасного возвращения украинских детей в Украину, прекратить эти преступления и наказать виновных.
Текст резолюции:
1. Полномасштабная агрессивная война, которую РФ ведёт против Украины, представляет собой массовое и продолжающееся нарушение международного права и трагедию человеческих страданий. Особо серьёзной чертой этой агрессии является насильственное перемещёние гражданского населения Украины, особенно детей в возрасте до 17 лет, в РФ или на временно оккупированные территории Украины. Необходимо в срочном порядке добиваться немедленных действий, подкреплённых документацией и мониторингом того, что произошло и продолжает происходить, установлением ответственности и привлечением к ответственности всех виновных на всех уровнях ответственности.
2. Организация Объединенных Наций (ООН), Совет Европы, Европейский парламент и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) решительно осудили в последние месяцы и недели практику насильственного перемещёния и депортации гражданских лиц, в частности детей, РФ. Навязывая эти практики, РФ зачастую навязывает им российское гражданство, что также приводит к нарушению права детей на идентичность, и способствует незаконному усыновлению украинских детей российскими семьями. Такая практика запрещёна международным гуманитарным правом, правами человека и уголовным правом и заслуживает судебного преследования, как военные преступления и преступления против человечности. В случае насильственно перемещённых детей преступление геноцида встало на свои места, и должно быть тщательно расследовано и привлечено к ответственности.
3. Украинские власти, а также национальные и международные правозащитные организации ведут интенсивную работу по документированию и расследованию случаев насильственного перемещёния и депортации гражданских лиц, а также по поиску, поддержке и освобождению жертв, и их воссоединению с их семьями и домашним окружением. Их усилия сдерживаются чрезвычайно сложным, враждебным контекстом и условиями уловок, в которых РФ применяет эту практику.
4. Практика незаконной депортации украинцев в РФ с временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей началась ещё до полномасштабной агрессии РФ против Украины 24 февраля 2022 года в виде депортации в РФ детей из детских домов и детей-инвалидов из специализированных учреждений. С тех пор эта практика усилилась и получила дальнейшее развитие, и очевидно, что она систематически планируется и организуется в рамках государственной политики. Они охватывают все уровни принятия политических решений сверху вниз и их реализации органами управления и государственными учреждениями РФ, особенно в отношении насильственного перемещения, депортации и идеологической обработки украинских детей.
5. При определении масштабов и масштабов насильственных перемещений и депортаций точные цифры установить сложно, учитывая продолжающуюся агрессию, отсутствие доступа на временно оккупированные территории Украины и увёртки со стороны РФ в отношении обстоятельств насильственных переводы и депортации и текущее местонахождение жертв. Тем не менее, различные источники и данные показывают, что очень многие тысячи украинцев являются жертвами такой практики, и что человеческие жертвы и последствия этой практики сегодня и в будущем огромны. По состоянию на середину апреля 2023 года правительство Украины заявило, что оно собрало отчёты о более чем 19 384 детях, классифицированных как "депортированные" в РФ, из которых власти указали, что только 361 ребенок с тех пор вернулся домой. Поэтому,
6. Парламентская ассамблея осуждает действия российских властей в нарушение своих обязательств по международному гуманитарному праву, заключающиеся в неоправданных задержках репатриации детей и препятствиях воссоединению семей, разлученных в результате данного вооруженного конфликта. Также осуждается нарушение прав депортированных украинских детей на сохранение своей идентичности, определённых Конвенцией о правах ребенка (статья 8) ООН, с практикой насильственного принятия российского гражданства и помещения детей на воспитание в семьях граждан РФ.
7. Несмотря на трудности с установлением точных данных о количестве причастных или о текущей судьбе жертв, доказательства указывают на различные практики, о которых широко сообщают потерпевшие и свидетели и которые указывают на систематическую политику РФ. К ним относятся:
7.1 Из-за преднамеренного обстрела и разрушения гражданской инфраструктуры российские военные и связанные с Россией официальные лица оказывали крайнее давление, чтобы заставить украинских гражданских лиц бежать от боевых действий, имея только возможность переселиться в РФ или на оккупированные Россией территории Украины, или в Беларусь;
7.2 "Фильтрация" украинских граждан российскими военными и связанными с Россией официальными лицами, включая интрузивные обыски тел и вещей, агрессивные допросы и извлечение большого количества личных и биометрических данных. В некоторых случаях гражданские лица подвергались пыткам и жестокому обращению; по словам членов семьи, многие были задержаны, а некоторые пропали без вести;
7.3 Насильственная передача детей в РФ и на временно оккупированные территории Украины для помещения в приёмные семьи или российские детские дома или интернаты, в том числе так называемые "летние лагеря", и содействие усыновлению таких детей русскими семьями. Сюда входят дети-сироты и дети-инвалиды, а также дети, переселённые с родителями или без них, а также дети, родители которых согласились разрешить оккупационным властям перевозить их на "отпуск" в лагеря-интернаты, из которых они так и не вернулись;
7.4 Практика "перевоспитания" детей, изъятых таким образом из дома и семьи, как в интернатных учреждениях, так и в приёмных семьях. Эта практика называется "русификацией", которая подразумевает запрет говорить на украинском языке или каким-либо образом выражать свою украинскую идентичность и культуру, принудительное знакомство с русским языком и культурой через занятия, сплошное воздействие господствующей пропаганды через СМИ, обучение российской версии истории, посещение "патриотических" сайтов, военные сборы, очернение украинского языка, культуры и истории. В некоторых случаях детям сообщают (часто ложно) о том, что их родители умерли, у большинства из них нет возможности узнать, где они находятся, как связаться со своими семьями или получить какую-либо помощь, и многие страдают от издевательств и психологического преследования.
8. Организованность и системность применяемых практик, сходство таких операций как в географическом (в разных временно оккупированных регионах), так и во времени (в том числе до полномасштабной агрессии в феврале 2022 года) позволяют сделать вывод о том, что эти преступления не являются случайными или незапланированными. Они указывают на намерение уничтожить Украину и украинскую идентичность, а также культурные и языковые особенности ее народа. Насильственные перемещения, незаконные депортации и "перевоспитание" детей, особенно уязвимых и нуждающихся в защите, отвратительны в своей цели уничтожить все связи и черты их украинской идентичности.
9. Ассамблея отмечает, что, и РФ, и Украина, подписали наиболее важные договоры по гуманитарному праву, применимые к международным вооруженным конфликтам: Конвенцию о защите гражданского населения во время войны (Женевская конвенция IV, 1949 года) и Дополнительный протокол I. (1977 года) к Женевской конвенции о защите жертв международных вооружённых конфликтов. Другие соответствующие международные договоры включают устав ООН, Европейскую конвенцию Совета Европы о правах человека (СЕД № 5), Международный пакт о гражданских и политических правах, Гаагские конвенции 1899 года и 1907 года, Конвенцию 1948 года о предотвращении и Наказание за преступление геноцида, Римский статут Международного уголовного суда (МУС).
10. Ассамблея подчёркивает, что насильственный перевод детей из одной группы в другую с намерением полностью или частично уничтожить национальную, этническую, расовую или религиозную группу считается преступлением геноцида в соответствии с пунктом статьи 2 ( д) Конвенции о геноциде 1948 года, что совпадает с документально подтвержденными фактами депортации и насильственного перемещения украинских детей в РФ или на территории, временно находящиеся под российской оккупацией.
11. Ассамблея также ссылается на свою резолюцию 2367 (2021) "Защита жертв произвольного перемещения", свою резолюцию 2448 (2022) "Гуманитарные последствия и внутреннее и внешнее перемещёние в связи с агрессией РФ против Украины" и свою резолюция 2482 (2023) "Правовые и правозащитные аспекты агрессии РФ против Украины", в которой, в частности, упоминается Конвенция о геноциде в отношении насильственного перемещения детей.
12. Ассамблея приветствует решение МУС от 17 марта 2023 года о выдаче ордеров на арест президента РФ Владимира Путина и уполномоченного по правам ребенка в России Марии Львовой-Беловой за военные преступления незаконной депортации и перемещение населения, в частности детей, из временно оккупированных территорий Украины в РФ.
13. Ассамблея поддерживает генерального секретаря Совета Европы в призыве к роли этой организации в установлении ответственности и обеспечении правосудия в связи с агрессией РФ против Украины, включая создание в сотрудничестве с Украиной международного реестра об ущербе в качестве фиксации в документальной форме доказательств и требований об ущербе, убытках или вреде всем заинтересованным физическим и юридическим лицам, а также государству Украина, причиненных международно-противоправными действиями РФ в отношении или против Украине, а также содействовать и координировать сбор доказательств.
14. Ассамблея также поддерживает необходимость тщательной регистрации, сбора и оценки доказательств преступления геноцида, как это предусмотрено как Римским статутом, так и Конвенцией о геноциде. Ассамблея поддерживает расследование и уголовное преследование государственной политики насильственного перемещёния и депортации украинских детей РФ, а также возможные действия Украины перед МУС и Международным судом.
15. Ассамблея также поддерживает рекомендации, выдвинутые в марте 2023 года комиссаром Совета Европы по правам человека, призывающие к созданию конкретных механизмов и решений для воссоединения детей с их семьями, в том числе путем выявления и регистрации несопровождаемых детей. и разлученных детей из Украины, а также облегчение процедур поиска и воссоединения семей.
16. В свете всего вышеизложенного ассамблея призывает принять незамедлительные и безотлагательные меры для прекращения практики незаконного насильственного перемещения и депортации, осуществляемой в настоящее время РФ в отношении украинского населения. И особенно её политики и практики, связанных с изъятием детей из их семей и домов и их последующей интеграцией в российское гражданство, идентичность и культуру. Ассамблея подчеркивает необходимость регистрации и наблюдения за отдельными случаями как для создания механизмов быстрого возмещения ущерба, так и для сбора доказательств привлечения к ответственности для привлечения виновных на всех уровнях ответственности к ответственности.
17. Ассамблея призывает РФ:
17.1. В связи с особо неотложным положением украинских детей, находящихся в руках РФ, немедленно и безоговорочно прекратить незаконное насильственное перемещение и депортацию украинских детей в РФ, Беларусь или на временно оккупированные территории Украины, прекратить любые осуществляемые процедуры усыновления, прекратить введение в российское гражданство, восстановление связи детей с родителями или опекунами, репатриация их на родину или выдача в безопасную третью страну;
17.2. Предоставить представителям и сотрудникам соответствующих органов ООН и других международных правозащитных и гуманитарных механизмов и организаций, таких как международный комитет Красного Креста, беспрепятственный, немедленный и безопасный доступ, предоставить достоверную и исчерпывающую информацию о количестве и местонахождении украинских детей и обеспечить достойное обращение с ними и их безопасное возвращение;
17.3. В полной мере сотрудничать с комитетом по правам ребенка ООН в установлении фактов на основании представленного последнему Хьюман Райтс Вотч в ноябре 2022 года представления о проверке соблюдения Россией Конвенции о права ребенка;
17.4. Прекратить все действия, связанные с процессом "фильтрации", незаконной депортации и насильственного перемещения гражданских и других охраняемых лиц с территорий Украины и освободить всех, кто ещё находится в "фильтрационных" пунктах; обеспечить эвакуацию гражданских лиц из опасных зон на основе их полного ведома и согласия и с возможностью переселения в пределах Украины или в безопасные места по их выбору.
18. Ассамблея призывает международное сообщество решительно и последовательно осудить и принять все возможные меры для предотвращения продолжения этих преступлений, поддержать украинские власти и другие стороны в тщательном сборе доказательств, а также обеспечить, чтобы виновные на всех уровнях выявлялись и привлекались к ответственности. Она также призывает:
18.1. Государства-участники Римского статута принять все возможные меры для выполнения своих обязательств по исполнению ордеров на арест, уже выданных МУС, и поддержать судебное преследование и привлечение к ответственности всех других ответственных лиц. В частности, в число названных лиц, на прямую ответственность которых возлагают международные правозащитные организации, входят председатель правительства РФ, министры образования и здравоохранения, уполномоченный по правам человека и первый заместитель руководителя администрации президента РФ, самопровозглашенный президент Беларуси Александр Лукашенко, а на региональном уровне – губернаторы Краснодарского края, Магадана, Камчатского края, президент Татарстана и глава республики Адыгея;
18.2. Международному уголовному суду со всей серьёзностью рассмотреть возможное судебное преследование за преступление геноцида в отношении государственной политики РФ в отношении детей Украины, которые в настоящее время находится в их руках, и призывает государства-участники рассмотреть возможность судебного преследования за все преступления, подпадающие под действие их национальных уголовных суды, где возможна юрисдикция (в Украине или в сторонних судах с универсальной юрисдикцией);
18.3. Властям Украины обеспечить, чтобы граждане Украины, принудительно перемещённые в Россию, в том числе мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, не несли правовых последствий за такое перемещение по возвращении в Украину;
18.4. Международному сообществу, усилить сотрудничество с Европейским Союзом с целью пресечения преступлений насильственного перемещёния и депортации украинских граждан РФ, создать условия для безопасного возвращения или поселения украинских детей в безопасной третьей стране в Европы, чтобы предотвратить усыновление украинских детей с незаконным предполагаемым российским гражданством гражданами государств-членов Совета Европы и наказать виновных, как подчеркнуто в заявлениях Совета Европейского Союза и Европейской комиссии в Европейском парламенте от 19 апрель 2023 года.
19. Ассамблея призывает государства-члены Совета Европы:
19.1. Оказывать всю возможную политическую и финансовую поддержку механизмам и мерам Совета Европы, принятым в настоящее время для поддержки государства-члена Украины, включая план действий для Украины "Устойчивость, восстановление и реконструкция" (2023-2026 гг.) и экспертно-консультативная группа при генеральной прокуратуре Украины;
19.2. Поддерживать Украину в её усилиях по документированию и мониторингу положения граждан Украины, и особенно детей, которые были насильственно перемещены или депортированы РФ, а также оказывать политическую, материально-техническую и финансовую поддержку разработке эффективного и быстрого механизм выявления, нахождения и репатриации жертв в Украину или в безопасную третью страну;
19.3. В этом начинании оказывать поддержку и помощь в укреплении координации между всеми соответствующими национальными органами и учреждениями в Украине и работе уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;
19.4. Поддерживать украинские власти в разработке механизма быстрого выявления, местонахождения и репатриации жертв в Украину или в безопасную третью страну, в том числе путем укрепления платформы "Дети войны" и продвижения приложения Reunite Ukraine, а также обеспечить возвращение дети с необходимой поддержкой, в частности экстренной и постоянной психологической поддержкой;
19.5. Обеспечить эффективное применение директивы о временной защите государств-членов Европейского Союза и других мер временной защиты в отношении всех украинцев, которые стремятся въехать на границу Европейского Союза из РФ, с действительными или неповрежденными проездными документами или без них;
19.6. Поддерживать и содействовать работе организаций гражданского общества, занимающихся защитой прав граждан Украины, перемещённых лиц и беженцев.
19.7. Усилить работу подразделений стратегических коммуникаций и независимых СМИ, содействующих развенчанию российских дезинформационных кампаний, поскольку распространение фактов о преступлениях России необходимо для оказания помощи пострадавшим и восстановления справедливости.
20. Подкрепляя всё вышеизложенное и помимо немедленных мер, которые должны быть приняты сегодня для защиты украинских гражданских лиц и детей, ассамблея ещё раз подчеркивает, что лица, совершившие преступления по международному праву, включая преступление агрессии против другой страны, войну преступления, преступления против человечности и геноцид должны быть выявлены и преданы правосудию. Накануне саммита Совета Европы в Рейкьявике она призывает государства-члены и международное сообщество в целом провозгласить и подтвердить свою приверженность этой цели, быстро создать механизмы и процессы, необходимые для достижения этой цели, и оставаться непоколебимыми в своих общих усилиях по обеспечению справедливости.
Источник: Соб.инф.
|
|