|
27.01.23/15:03 ПАСЕ потребовала создать трибунал для привлечения к ответственности лидеров РФ за преступление агрессии против Украины
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) 26 января 2023 года единогласно приняла резолюцию, которая требует создания в Гааге специального международного уголовного трибунала для судебного преследования российских и белорусских политических и военных лидеров, которые "планировали, готовили, инициировали или осуществляли" агрессивную войну России против Украина.
Текст резолюции:
1. Парламентская ассамблея вновь заявляет, что вооруженное нападение РФ и крупномасштабное вторжение в Украину, начатое 24 февраля 2022 года, представляют собой "агрессию" в соответствии с положениями резолюции 3314 (XXIX) генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН), принятой в 1974 году, и явно нарушают устава ООН. Попытка аннексии Донецкой, Херсонской, Луганской и Запорожской областей Украины после незаконных так называемых референдумов, организованных РФ в этих регионах в сентябре 2022 года, является дальнейшей эскалацией агрессии против Украины. Это явно нарушает принцип международного права, согласно которому никакое территориальное приобретение в результате применения силы не может быть признано законным. РФ будет считаться продолжающей свою агрессию до тех пор, пока суверенитет, территориальная целостность, единство и политическая независимость Украины в пределах ее международно признанных границ будут полностью восстановлены. Ассамблея напоминает, что продолжающаяся агрессия является продолжением агрессии, начатой 20 февраля 2014 года, которая включала вторжение, оккупацию и незаконную аннексию Крыма РФ.
2. Ассамблея отмечает, что агрессия представляет собой серьезное нарушение РФ устава Совета Европы (СЕД № 1), что оправдывает беспрецедентное решение комитета министров об исключении РФ из организации, в соответствии с единодушной позицией, выраженной ассамблеей в её мнении 300 (2022) .
3. Ассамблея также отмечает, что Беларусь участвовала в агрессии РФ против Украины, поскольку она позволила РФ использовать свою территорию для совершения актов агрессии против Украины. Его роль и соучастие должны быть осуждены международным сообществом, а его лидеры должны быть привлечены к ответственности.
4. Ассамблея считает, что неспровоцированные акты агрессии, совершенные РФ и Беларусью, с учетом их характера, масштабов и серьезности представляют собой явные нарушения устава ООН, в частности запрета на применение силы, содержащегося в Статья 2(4). У них отсутствует какое-либо правдоподобное юридическое обоснование в соответствии с jus ad bellum., например самооборона. Таким образом, эти акты подпадают под определение преступления агрессии, изложенное в статье 8-бис статута Международного уголовного суда (МУС) и обычном международном праве. Российские и белорусские политические и военные лидеры, спланировавшие, подготовившие, инициировавшие или осуществившие эти акты и имевшие возможность контролировать или направлять политические или военные действия государства, должны быть установлены и привлечены к ответственности. Без их решения вести эту агрессивную войну против Украины, вытекающие из нее злодеяния (военные преступления, преступления против человечности и возможный геноцид), а также все разрушения, смерть и ущерб, возникшие в результате войны, в том числе от правомерных актов войны бы не было. Как заявил комитет ООН по правам человека, ipso facto право на жизнь, гарантированное статьей 6 международного пакта о гражданских и политических правах.
5. Ассамблея отмечает, что в настоящее время МУС не обладает юрисдикцией в отношении преступления агрессии, совершенного против Украины, учитывая, что ни РФ, ни Беларусь, ни Украина не являются участниками статута МУС и что Совет Безопасности ООН не передал эту ситуацию на рассмотрение прокурор МУС. Вероятное использование и злоупотребление РФ правом вето в СБ ООН делает такую передачу крайне маловероятной в нынешних обстоятельствах. Ассамблея далее отмечает, что не существует другого международного уголовного трибунала, компетентного для судебного преследования и наказания за преступление агрессии, совершенное против Украины. Внутреннее судебное преследование в Украине и других странах на основе принципов территориальности или универсальной юрисдикции сталкивается с множеством юридических и практических проблем,
6. Поэтому ассамблея подтверждает свой единодушный призыв к государствам-членам и государствам-наблюдателям Совета Европы создать специальный международный уголовный трибунал по делу о преступлении агрессии против Украины, который должен быть одобрен и поддержан как можно большим числом государств и международных организаций, и, в частности, генеральной ассамблеей ООН. Предложение о создании специального трибунала по делу об агрессии против Украины на сегодняшний день получило поддержку нескольких национальных парламентов и правительств, Европарламента, Европейской комиссии, парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и парламентская ассамблея Организации Североатлантического договора (НАТО). Комитет министров приветствовал продолжающиеся усилия в сотрудничестве с Украиной, обеспечить ответственность за преступление агрессии. Ассамблея считает, что главы государств и правительств Совета Европы на своем 4-м саммите в Рейкьявике в мае 2023 года должны оказать политическую поддержку созданию такого трибунала и предоставить Совету Европы конкретную экспертную и техническую поддержку процессу ее создание в тесном сотрудничестве с другими заинтересованными международными организациями и государствами. Ассамблея считает, что Совет Европы должен играть активную ведущую роль в создании специального трибунала, участвовать в соответствующих консультациях и переговорах и оказывать конкретную экспертную и техническую поддержку процессу создания специального трибунала. На своем 4-м саммите в Рейкьявике в мае 2023 года должны оказать политическую поддержку созданию такого трибунала и оказать Совету Европы конкретную экспертную и техническую поддержку процессу его создания в тесном сотрудничестве с другими заинтересованными международными организациями и состояния. Ассамблея считает, что Совет Европы должен играть активную ведущую роль в создании специального трибунала, участвовать в соответствующих консультациях и переговорах и оказывать конкретную экспертную и техническую поддержку процессу создания специального трибунала. на своем 4-м саммите в Рейкьявике в мае 2023 года должны оказать политическую поддержку созданию такого трибунала и оказать Совету Европы конкретную экспертную и техническую поддержку процессу его создания в тесном сотрудничестве с другими заинтересованными международными организациями и состояния. Ассамблея считает, что Совет Европы должен играть активную ведущую роль в создании специального трибунала, участвовать в соответствующих консультациях и переговорах и оказывать конкретную экспертную и техническую поддержку процессу создания специального трибунала. в тесном сотрудничестве с другими заинтересованными международными организациями и государствами. Ассамблея считает, что Совет Европы должен играть активную ведущую роль в создании специального трибунала, участвовать в соответствующих консультациях и переговорах и оказывать конкретную экспертную и техническую поддержку процессу создания специального трибунала. в тесном сотрудничестве с другими заинтересованными международными организациями и государствами. Ассамблея считает, что Совет Европы должен играть активную ведущую роль в создании специального трибунала, участвовать в соответствующих консультациях и переговорах и оказывать конкретную экспертную и техническую поддержку процессу создания специального трибунала.
7. Ассамблея решительно поддерживает создание специального трибунала со следующими функциями:
7.1 Его юрисдикция будет ограничена преступлением агрессии, совершенной против Украины, и будет распространяться ratione temporis на агрессию, начатую РФ в феврале 2014 года. Его юрисдикция будет включать роль и соучастие лидеров Беларуси в агрессивной войне против Украины.
7.2 Его статут будет содержать определение преступления агрессии в соответствии со статьей 8bis статута МУС и обычным международным правом.
7.3 В его статуте будет чётко указано, что личные иммунитеты не будут применяться к действующим государственным должностным лицам в соответствии с практикой других международных уголовных трибуналов и что функциональные иммунитеты в любом случае не будут применяться к преступлению агрессии. Должность главы государства или правительства, члена правительства или парламента, выборного представителя или государственного чиновника ни в коем случае не освобождает обвиняемого от уголовной ответственности за преступление агрессии и не оправдывает смягчения наказания. Этот принцип должен применяться к гражданам государств, не являющихся участниками учредительного договора или соглашения, в частности к гражданам государства-агрессора и его сообщника.
7.4 Его статут будет содержать перечень прав обвиняемых на справедливое судебное разбирательство, а также ссылку на принципы законности и non bis in idem в соответствии с международным правом в области прав человека и Европейской конвенцией о правах человека (СЕД № 5). ), в интерпретации Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
7.5 Его роль будет дополнять юрисдикцию МУС и никоим образом не ограничивать и не влиять на осуществление юрисдикции последнего в отношении военных преступлений, преступлений против человечности и возможного геноцида, совершенных в контексте продолжающейся агрессии, и его юрисдикции в целом. И МУС, и специальный трибунал должны прийти к согласию по практическим и юридическим вопросам, таким как обмен доказательствами, задержание подозреваемых, разработка общих схем защиты свидетелей, последовательность судебных процессов над лицами, преследуемыми обоими судами.
7.6 Его местопребывание должно быть в Гааге с целью обеспечения взаимодополняемости и сотрудничества с МУС и другими международными судами и учреждениями.
7.7 Государства и международные организации, поддерживающие специальный трибунал, должны предоставить ему достаточные людские и финансовые ресурсы, обеспечив его полную независимость и эффективное оперативное функционирование, учитывая при этом в его структуре тот факт, что он, безусловно, не сможет сразу или не на постоянной основе работать на полную мощность.
8. До создания специального трибунала по делу о преступлении агрессии против Украины ассамблея призывает государства-члены и Совет Европы поддержать и предоставить конкретную экспертную и техническую помощь процессу создания временной международной прокуратуры для расследования преступления агрессии в тесном сотрудничестве с генеральной прокуратурой Украины. Государства-члены должны тесно сотрудничать с этим управлением и убедиться в том, что в их внутреннем законодательстве обеспечено тесное судебное сотрудничество с ним. Такой офис мог бы находиться за пределами Украины, в идеале в Гааге.
9. Параллельно с созданием специального трибунала ассамблея призывает государства-члены и государства-наблюдатели, которые еще не ратифицировали статут МУС или Кампальские поправки, сделать это как можно скорее. Они также должны предпринять необходимые шаги для внесения поправок в режим юрисдикции статута МУС, либо разрешив обращение в МУС генеральной ассамблеей ООН, когда СБ ООН заблокирован, либо удалив существующие ограничения на юрисдикцию в отношении преступления агрессии, чтобы привести его в соответствие с другими преступлениями, подпадающими под его юрисдикцию. Эти изменения укрепят общую последовательность, легитимность и универсальность международного уголовного правосудия, в частности в отношении преступления агрессии.
10. Ассамблея возмущена многочисленными сообщениями о зверствах, грубых нарушениях прав человека и норм международного гуманитарного права, совершаемых российскими войсками или связанными с ними вооруженными группами, и особенно ужасающей ролью группы "Вагнера" в ходе боевых действий или на временно оккупированных территориях. ими во время продолжающейся агрессивной войны. К ним относятся неизбирательные нападения на гражданское население и гражданские объекты, включая больницы, школы, атомные электростанции, энергетическую и водную инфраструктуру и объекты культурного наследия, в нарушение принципов различения, соразмерности и предосторожности. Они также включают суммарные казни гражданских лиц; целенаправленные убийства; пытки и жестокое обращение с гражданскими лицами и военнопленными; насильственные исчезновения; похищения; изнасилование и другие формы сексуального насилия; незаконное лишение свободы гражданских лиц; насильственное перемещение и депортация граждан Украины, в том числе детей, в РФ или на оккупированные Россией территории; применение оружия взрывного действия в населенных пунктах; мародерство; принудительная "паспортизация" и призыв на военную службу граждан Украины; и судебные процессы и смертные приговоры в отношении военнопленных. Имеются веские основания полагать, что многие из этих нарушений равносильны серьезным нарушениям Женевских конвенций и военным преступлениям, а некоторые могут даже квалифицироваться как преступления против человечности в рамках широкомасштабных или систематических нападений на гражданское население Украины. принудительная "паспортизация" и призыв на военную службу граждан Украины; и судебные процессы и смертные приговоры в отношении военнопленных. Имеются веские основания полагать, что многие из этих нарушений равносильны серьезным нарушениям Женевских конвенций и военным преступлениям, а некоторые могут даже квалифицироваться как преступления против человечности в рамках широкомасштабных или систематических нападений на гражданское население Украины. принудительная "паспортизация" и призыв на военную службу граждан Украины; и судебные процессы и смертные приговоры в отношении военнопленных. Имеются веские основания полагать, что многие из этих нарушений равносильны серьезным нарушениям Женевских конвенций и военным преступлениям, а некоторые могут даже квалифицироваться как преступления против человечности в рамках широкомасштабных или систематических нападений на гражданское население Украины.
11. Ассамблея решительно осуждает эти преступления и вновь призывает международное сообщество направить чёткий сигнал о том, что лица, совершившие военные преступления и преступления против человечности, будут привлечены к ответственности и что безнаказанность за такие преступления недопустима. Это в равной степени относится как к исполнителям низшего звена, так и к тем, кто несет командную ответственность за преступления. И РФ, и Украина несут основную ответственность в соответствии с международным правом за расследование и судебное преследование таких преступлений, и привлечение виновных к ответственности.
12. Ассамблея отмечает, что появляется все больше свидетельств того, что российская официальная риторика, используемая для оправдания полномасштабного вторжения и агрессии против Украины, так называемого процесса "деукраинизации", носит характер публичного подстрекательства к уничтожению украинской национальной группы как таковую, или хотя бы ее часть. Напоминает, что конвенция 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, участниками которой являются как Украина, так и РФ, запрещает прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида и покушению на геноцид. Он также с крайней обеспокоенностью отмечает, что некоторые действия, совершенные российскими войсками против украинских гражданских лиц, могут подпадать под действие статьи II конвенции,
13. Ассамблея напоминает, что все государства-участники конвенции о геноциде обязаны наказывать за геноцид. Согласно толкованию Международного Суда, на них также возложена обязанность предотвращать геноцид и соответствующая обязанность действовать, которая возникает в тот момент, когда государство узнает или обычно должно было узнать о существовании серьезной опасности, связанной с геноцидом. будет совершено.
14. Ассамблея отмечает, что уже существуют международные и внутренние механизмы ответственности для расследования, судебного преследования и, при необходимости, наказания за военные преступления, преступления против человечности и возможный геноцид, совершенные во время продолжающейся войны. К ним относятся МУС, который обладает юрисдикцией в отношении таких преступлений, предположительно совершенных на территории Украины; система уголовного правосудия Украины; и системы уголовного правосудия третьих государств, обладающие юрисдикцией на основе принципа универсальной юрисдикции или принципов активной или пассивной правосубъектности. Ассамблея приветствует передачу текущей ситуации в Украине прокурору МУС 43 государствами-участниками статута МУС. Он решительно поддерживает расследования, начатые прокурором МУС,
15. Ассамблея призывает государства-члены и государства-наблюдатели Совета Европы:
15.1 Полностью поддерживать расследование, начатое прокурором МУС в отношении ситуации в Украине, путем обмена любыми доказательствами, имеющимися в их распоряжении, и путем устойчивого предоставления достаточных человеческих и финансовых ресурсов МУС, позволяющих ему справиться с возросшей и беспрецедентной нагрузкой;
15.2 Оказывать содействие украинским властям и, в частности, Генеральной прокуратуре в их продолжающихся усилиях по расследованию предполагаемых международных преступлений, совершенных в Украине, путем укрепления их потенциала, предоставления ресурсов и опыта, в том числе судебно-медицинских экспертов, и, при необходимости, путем сбора, сохранения и предоставление показаний потенциальных потерпевших и свидетелей, покинувших Украину, в соответствии со стандартами в области прав человека, чтобы обеспечить их допустимость в уголовном процессе;
15.3 Оказывать экспертную поддержку украинским властям в их усилиях по расследованию сексуального насилия в условиях конфликта, о котором жертвы часто не сообщают;
15.4 Использовать принцип универсальной юрисдикции или другие принципы (активной или пассивной правосубъектности) для расследования и судебного преследования предполагаемых международных преступлений, совершенных в Украине;
15.5 Присоединиться или сотрудничать с совместной следственной группой, созданной Украиной и некоторыми государствами-членами Европейского Союза под эгидой Евроюста и при участии прокурора МУС, с целью обмена доказательствами и информацией в связи с текущими расследованиями по предполагаемые преступления, совершенные в Украине;
15.6 Максимально широко использовать Совет Европы и другие международные документы о взаимной правовой помощи в целях сбора, передачи и использования доказательств в связи с предполагаемыми преступлениями, совершенными в Украине, и при необходимости предусмотреть их расширение;
15.7 Поддерживать работу украинских и международных неправительственных организаций, а также правозащитников и журналистов на местах по сбору доказательств и документации предполагаемых международных преступлений или оказанию разного рода помощи потерпевшим и свидетелям, в том числе в отношении насильственного вывоза детей в РФ и на оккупированные Россией территории;
15.8 Обеспечить усиление координации и согласованности между всеми задействованными механизмами подотчетности и субъектами с целью предотвращения дублирования и повышения эффективности;
15.9 Ратифицировать Римский статут МУС и поправки к нему, в том числе Кампальские поправки, если они еще не сделали этого.
16. Ассамблея призывает власти Украины строго соблюдать свои обязательства по международному гуманитарному праву и проводить тщательное расследование всех предполагаемых военных преступлений и нарушений международного гуманитарного права, предположительно совершенных российскими или украинскими силами и комбатантами, независимо от принадлежности к преступник или потерпевший. Все судебные процессы в украинских судах должны проводиться с соблюдением права подозреваемых на справедливое судебное разбирательство в соответствии с международным правом в области прав человека и международным гуманитарным правом. С этой целью ассамблея призывает украинские власти сотрудничать с международными наблюдателями за судебными процессами и рассмотреть возможность приглашения международных юристов для участия в предстоящих судебных процессах.
17. Ассамблея также призывает власти Украины уделить особое внимание активизации всех соответствующих процедур для сбора информации и обеспечения безопасного возвращения насильственно перемещенных украинских детей из РФ и с оккупированных Россией территорий.
18. Ассамблея приветствует принятие 14 ноября 2022 года генеральной ассамблеей ООН резолюции "Дальнейшие средства правовой защиты и возмещения ущерба за агрессию против Украины", в которой признается, что РФ должна нести правовые последствия всех своих международно-противоправных деяний в Украине или против Украины, в том числе путём возмещения вреда и убытков, причиненных такими действиями. Эта резолюция также признает необходимость создания международного механизма возмещения соответствующего ущерба, убытков или вреда и рекомендует создание государствами-членами в сотрудничестве с Украиной международного реестра ущерба.
19. В этом контексте ассамблея вновь призывает все государства-члены Совета Европы создать международный механизм компенсации, включая международный реестр ущерба, в сотрудничестве с украинскими властями. Ассамблея подчеркивает сравнительное преимущество Совета Европы благодаря опыту, накопленному Европейским судом по правам человека и комитетом министров в оценке и приведении в исполнение требований о справедливой компенсации за серьезные нарушения прав человека, и считает, что организация должна играть ведущую роль в установлении и управление будущим механизмом. Такой механизм будет иметь следующие особенности:
19.1 Он будет учрежден многосторонним договором или соглашением, открытым для всех государств-единомышленников, при поддержке ООН, Совета Европы, Европейского Союза и других международных организаций.
19.2 В качестве первого шага он будет включать реестр ущерба, который позволит создать запись доказательств и требований об ущербе, убытках или вреде, причиненном всем физическим и юридическим лицам в Украине, а также государству Украина в результате нарушений международных право, вытекающее из агрессии Российской Федерации против Украины.
19.3 На более позднем этапе он будет включать международную компенсационную комиссию, уполномоченную рассматривать и выносить решения по претензиям, поданным и задокументированным в реестре, а также компенсационный фонд, из которого компенсационные выплаты будут выплачиваться выигравшим заявителям. Учредительный договор или соглашение будут регулировать такие вопросы, как финансирование компенсационного фонда, приведение в исполнение присужденных компенсаций, а также то, как решения других международных органов и судов о возмещении ущерба и компенсации в связи с российской агрессией, такие как решения Европейского суда прав человека, могли бы обеспечиваться с помощью такого механизма.
20. Ассамблея, подтверждая свои предыдущие рекомендации, адресованные РФ после начала её агрессии против Украины, призывает РФ:
20.1 Немедленно и безоговорочно прекратить свою агрессию против Украины;
20.2 Полностью и безоговорочно вывести свои оккупационные силы, в том числе собственные вооруженные силы, а также ставленников, с международно признанной территории Украины;
20.3 Строго соблюдать свои обязательства по международному праву, включая устав ООН, международное право в области прав человека и международное гуманитарное право;
20.4 Немедленно прекратить нападения на гражданских лиц и гражданские объекты, в том числе массовые нападения неизбирательного характера, обеспечить полное соблюдение принципов избирательности, соразмерности и предосторожности и разрешить Международному комитету Красного Креста иметь полный доступ для посещения военнопленных;
20.5 Немедленно прекратить насильственную депортацию и передачу гражданских лиц Украины, в том числе детей, в РФ и на оккупированные Россией территории, разрешить их безопасное возвращение и, в случае детей, обеспечить их скорейшее воссоединение со своими семьями;
20.6 Эффективно расследовать все заявления о военных преступлениях, преступлениях против человечности и возможном геноциде, совершенных российскими войсками и связанными с ними вооруженными группами, и обеспечить, при необходимости, надлежащее судебное преследование и наказание всех виновных и лиц, несущих командную ответственность;
20.7 Сотрудничать в проведении расследований и разбирательств в МУС и Международном Суде (МС) и выполнять их решения, в том числе постановление МС от 16 марта 2022 года, согласно которому РФ должна немедленно приостановить военные операции, начатые ею 24 февраля 2022 года на территории Украины;
20.8 Сотрудничать с комиссией ООН по расследованию событий в Украине и выполнять ее рекомендации;
20.9 Сотрудничать в разбирательствах в Европейском суде по правам человека в отношении действий или бездействия, которые могут представлять собой нарушение Конвенции, при условии, что они имели место до 16 сентября 2022 года, в частности, в контексте межгосударственного дела Украина против России (X) относительно предполагаемых массовых и грубых нарушений прав человека, совершенных РФ в Украине с 24 февраля 2022 г., и любых связанных с ними индивидуальных жалоб против РФ, и соблюдать временные меры, указанные судом в соответствии с правилом 39. своего регламента суда в контексте этого разбирательства.
21. Кроме того, ассамблея предлагает:
21.1 Европейскому суду по правам человека придать дополнительный приоритет рассмотрению межгосударственных и индивидуальных жалоб против РФ, связанных с продолжающейся агрессивной войной;
21.2 Членам Совета Безопасности ООН рассмотреть вопрос о постановке на голосование и не препятствовании принятию резолюции Совета Безопасности о передаче ситуации в Украине прокурору МУС в соответствии с главой VII устава ООН;
21.3 Генеральной ассамблее ООН поддержать и одобрить создание специального международного уголовного трибунала по делу о преступлении агрессии против Украины и международного механизма компенсации ущерба, ущерба и убытков, понесенных Украинским государством, а также естественными и юридические лица в Украине в связи с агрессивной войной России;
21.4 Европейскому Союзу тесно координировать свои усилия с Советом Европы по обеспечению всеобъемлющей системы ответственности за агрессию РФ против Украины, включая преступление агрессии, военные преступления, преступления против человечности, возможный геноцид и возмещение ущерба. повреждения.
22. Ассамблея призывает Беларусь и действующий режим воздерживаться от дальнейшего участия в агрессии, в том числе путем разрешения использования своей территории РФ для совершения актов агрессии против Украины, и соблюдать свои обязательства по международным закон.
23. Ассамблея считает, что неспособность ООН и ее Совета Безопасности противостоять российской агрессии из-за злоупотребления правом вето представляет собой экзистенциальную угрозу международному правовому порядку и демократической безопасности государств-членов Совета Европы. В этом отношении ассамблея поддерживает все усилия и обсуждения, направленные на разблокирование ситуации в ООН и повышение ее эффективности, включая призыв запросить консультативное заключение Международного Суда относительно возможных ограничений права вето, имплицитно в уставе и общих принципах права.
24. Ассамблея должна продолжать следить за событиями, связанными с агрессией РФ против Украины и ее юридическими и правозащитными аспектами. После окончания боевых действий Ассамблея должна рассмотреть возможность проведения одной из своих частичных сессий в Киеве в знак солидарности с Украиной.
Источник: Соб.инф.
|
|