Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев недавно дал сразу несколько интервью разным средствам массовой информации, в которых в числе прочего давал советы россиянам по поводу сохранения сбережений. Рассмотрим ключевые моменты.
Токсичные валюты
Алексей Моисеев заявил: "Нет, доллар однозначно стал токсичной валютой, вне всяких сомнений. Как, впрочем, и евро. Я считаю, что он не нужен. Я поддерживаю тех экспертов, которые считают, что нет необходимости копить активы в этой валюте. Собственно, это и невозможно".
По сути, Алексей Владимирович повторил тезис своего начальника, министра финансов РФ Антона Силуанова, который ещё в мае заявил о том, что
"валюта России не нужна". По приведённой ссылке я на простых примерах показал, что Антон Германович ошибается.
Чуть позже появилась дополнительная очень интересная информация. Оказывается,
"лишь треть российской экономики никак не зависит от импорта". Как в таком случае можно в принципе говорить о какой-то ненужности иностранной валюты для России, если две трети российской экономики кровно заинтересованы в иностранной валюте? Причём, российская экономика заинтересована, в основном, именно в долларах и евро.
Неужели в российском министерстве финансов не знают о такой зависимости? Если не знают – это может свидетельствовать о неполном служебном соответствии. Если знают, но продолжают говорить о ненужности валюты – это самое настоящее вредительство.
"Международная статистика" опровергает утверждение о токсичности доллара и евро, как ложное. В реальности, евро и доллар перешли в разряд "токсичных" валют исключительно для российских властей. И ни для кого более.
Ложно и утверждение Алексея Владимировича о невозможности копить доллары и евро. Да, российские банки в последнее время стали устанавливать запретительные тарифы для этих валют. Хранить их в банках становится просто не выгодно. Но никто не запрещает россиянам хранить эти валюты в другом месте. Вне банков. В конце концов, свет клином на банках не сошёлся.
Ложно и утверждение Алексея Владимировича об отсутствии необходимости накопления долларов и евро. На самом деле, только доллары и евро помогают российскому населению сохранять свои сбережения. Потому что за последние 30 лет рубль к доллару рухнул примерно в 100 000 раз (в конце 80-х годов прошлого века официально один доллар был равен 0,7525 рубля). Напомню для тех, кто позабыл, что 1 января 1998 года у рубля отрезали три нуля. То есть, на самом деле, сейчас доллар стоит не 66 рублей за доллар, а 66 000 рублей за доллар. А это означает, что за 30 лет доллар рос к рублю в среднем чуть менее, чем на 50% в год! Каждый год на 50%, Карл! Ни один рублёвый вклад за этот период не мог принести хотя бы сопоставимую доходность. Доллар был вне конкуренции. Причём, имеется в виду не вклад, а просто бумажка, лежащая под матрасом. Долларовый вклад был бы ещё доходнее.
Акции
Алексей Моисеев в одном интервью заявил: "Теперь ценные бумаги. Большое количество людей, конечно, пострадало за счёт заморозки их вложений в иностранные ценные бумаги, и поэтому я точно не советовал бы сейчас никому покупать никакие иностранные ценные бумаги. Поэтому остаётся наш фондовый рынок, покупать акции".
Алексей Моисеев в другом интервью заявил: "Если мы говорим про долгосрочные инвестиции, не накопления на 1-2 года, которые могут срочно понадобиться, если мы говорим о долгосрочных накоплениях, то никакой альтернативы, несмотря на все неприятные ощущения 2022 года, российскому фондовому рынку нет".
Я не буду на эту тему много и красочно говорить. Хотя мог бы. Потому что лучше один раз увидеть график
"индекса РТС" с самого зарождения фондового рынка в России. Он вам скажет всё лучше тысячи слов. Прекрасно видно, что абсолютный максимум был в далёком уже 2008 году. С тех пор только вниз. Прошло уже 14 лет. Четырнадцать, Карл! Те, кто купил российские акции 14 лет назад, до сих пор в убытках. Советовать покупать акции в таких условиях может только очень злой человек. Злодей. Который хочет, чтобы вы потеряли деньги. Это опять может означать самое настоящее вредительство.
Валюты дружественных стран
О валютах дружественных стран Алексей Моисеев ничего не говорил. И правильно делал.
В последнее время всё чаще начали рекламировать валюты так называемых дружественных стран. На самом деле, никакие они нам не дружественные. Каждая страна преследует всегда исключительно собственные интересы. Которые иногда могут совпадать с интересами другой страны. А через некоторое время эти интересы перестают совпадать.
Но речь сейчас не о том. Россиян усиленно пытаются убедить в том, что китайские юани, индийские рупии, и прочая непонятная экзотика, может заменить доллар и евро в качестве средства сбережения. Не может. И не сможет никогда. Начать надо с того, что валюты так называемых дружественных стран не являются свободно конвертируемыми. В принципе, на этом можно и закончить. Потому что, предположим, вы купили юани или рупии. А продать вы их сможете?
Другой очень важный вопрос – по какой цене вы сможете продать эти бумажки. Дело в том, что доллар уже больше года укрепляется по отношению ко всем основным валютам (смотри график
"Индекс доллара"). Так обычно бывает во время мировых экономических кризисов. Потому что в такие моменты всем очень нужны доллары, и только доллары. Сейчас мирового экономического кризиса пока нет. Но это только пока.
"Он стремительно приближается".
Ну, а если посмотреть на график
"китайского юаня к доллару" и
"индийской рупии к доллару", то прекрасно видно, что обе валюты падают относительно доллара. Сохранять свои сбережения в падающих валютах, от которых ещё и непонятно как избавиться при необходимости – это очень плохая идея.
Выводы
Вот и получается, что при всём мнимом богатстве выбора, выбора, на самом деле, никакого нет. Надёжным средством сбережения накоплений в России по-прежнему остаются доллары и евро. Есть, конечно, ещё и золото. Но об этом как-нибудь в следующий раз.
Ни один действующий российский чиновник вам правды не скажет. У него совсем другие задачи. Очень далёкие от честного информирования общественности. Поэтому, правильный ответ на вопрос "Как сберечь накопления?" очень прост: послушать российского чиновника – и сделать наоборот.