Российские авиакомпании начали разбирать свои самолёты на запасные части. Одни самолёты разбирают, чтобы другие продолжали летать. На авиационном сленге этот процесс называется "каннибализацией флота". По данным Reuters, первой такой авиакомпанией стал "Аэрофлот". На данный момент известно, что каннибализации подверглись самолёты Sukhoi Superjet 100 и Airbus A350.
Что-ж, рано или поздно, этого следовало ожидать. После того, как главные мировые производители пассажирских самолётов (американский Boeing и европейский Airbus) ещё весной отказались обслуживать свои самолёты и поставлять в Россию запасные части к ним, разбор имеющихся самолётов на запчасти был вопросом времени. И это время пришло. Спустя всего пять месяцев после введения соответствующих санкций.
Присутствие в списке на разборку якобы российских самолётов Sukhoi Superjet 100 не должно никого удивлять. Этот самолёт на сегодняшний день
"на 55% собран из иностранных узлов и компонентов". На самом деле, это успешный успех. Потому что на заре производства этого самолёта доля иностранных узлов и компонентов была на уровне
"80%". Увы, если в готовом самолёте будет всего 1% импортных деталей, но эти детали ключевые – без них самолёт не полетит. А у нас их аж 55%. Которые точно также перестали поставляться.
Некоторые эксперты пытаются уверить общественность в том, что, якобы, ничего страшного не происходит. Ну, подумаешь, пару самолётов начали разбирать. У "Аэрофлота" их несколько сотен (по состоянию на конец 2021 года – 356). Эти горе-эксперты не учитывают крохотную детальку. Указанные выше два самолёта – это только начало. С каждым новым месяцем будет требоваться всё больше и больше запчастей для того, чтобы хотя бы какие-то самолёты летали. Поэтому, разобранных самолётов будет становиться всё больше, а летающих – всё меньше.
Рассчитывать на некий параллельный импорт в истории с самолётами в большинстве случаев не приходится. Из-за высоких требований по безопасности, по ключевым компонентам самолёта ведётся жёсткий учёт и контроль. Число производителей таких компонентов можно насчитать по пальцам одной руки. И они не будут нарушать санкции.
Рассчитывать на импортозамещение также не приходится. Создать требуемые компоненты в нужные российской авиации сроки в большинстве случаев невозможно. Возьмём, к примеру, авиадвигатель. Чтобы разработать аналог Pratt & Whitney или General Electric или Rolls-Royce – нужны годы кропотливого труда. Разумеется, при наличии соответствующих инженерных школ. Если они не были разрушены за годы правления нынешней властной команды.
Кто-то может сказать, что у нас есть новейший и современнейший МС-21. Ага, есть. Для начала процитирую: "Самолёт представляет собой глубокую модернизацию самолёта Як-42". Который был разработан в СССР в середине 1970-х годов. Но не будем придираться. Самолёт действительно есть. Вот только российских двигателей для него нет. Чиновники говорят, что российские двигатели ПД-14 появятся в лучшем случае в 2025 году. Можно ли им верить? Сильно сомневаюсь.
Вишенка. Boeing недавно опубликовала ежегодный долгосрочный прогноз по коммерческому рынку на ближайшие 20 лет – до 2041 года. В нём на картинке Россия была закрашена серым цветом. Это может означать
"полное отсутствие поставок самолётов в Россию в рассматриваемом периоде времени". В документе отмечалось, что спрос на самолеты в России существует, однако уровень неопределённости ситуации и того, как долго эта неопределённость будет длиться – высокий. Поэтому в компании "решили не публиковать прогноз для России". В предыдущем прогнозе Boeing предполагал продать в Россию 1,5 тыс. самолетов за тот же период.
На сегодняшний день средний возраст пассажирских самолетов в РФ превышает 14,5 года. По расчетам министерства транспорта, их эксплуатация возможна ещё в течение пяти лет. После чего их необходимо будет заменять. Вопрос – чем?
Иностранных самолётов в ближайшие несколько лет не будет. Новых российских самолётов в ближайшие несколько лет не будет. Старых российских самолётов в нужном количестве делать разучились. Запчастей на иностранные самолёты в ближайшие несколько лет не будет. Вот и приходится российским авиакомпаниям уже сегодня начинать разбирать одни самолёты, чтобы другие летали.
Итак, подводим итоги. Получается, что западные санкции в ближайшие несколько лет практически полностью уничтожат российскую гражданскую авиацию. И этот процесс уже пошёл.