Есть такое понятие, как жизненный цикл. Он включает в себя четыре стадии: становление, рост, зрелость, упадок. По большому счёту, у всего сущего на Земле есть свой жизненный цикл. Как у живых существ: людей, животных растений. Так и у не живых существ: предприятий, отраслей, государств, империй. Ибо всё развивается циклически.
Хотя отдельные финансовые услуги появились с незапамятных времён, банки в более-менее современном виде, возникли относительно недавно. В так называемые средние века. Когда, собственно, и появилось это слово – банк. Можно долго спорить о конкретной дате. В данном случае это абсолютно не важно. Точно также не важна конкретная дата начала следующих двух стадий развития банковской отрасли – роста и зрелости. Потому что пишу я о последней стадии жизненного цикла банковской отрасли – стадии упадка. Мне кажется, она уже началась. Мне кажется, началась она во время предыдущего мирового экономического кризиса – в 2008 году.
Кто-то может сказать, что автор сошёл с ума. Ведь сегодня банки находятся на вершине своего могущества. Именно банки являются на сегодняшний день Too Big to Fail (слишком большими, чтобы умереть). Во время кризиса 2008-2009 годов власти всего мира спасали в первую очередь именно банки. Но я ведь о том же и говорю. Куда ведёт дорога с вершины могущества? Только вниз. И она уже началась.
Я скажу больше. Те организации, что были изначально созданы для того, чтобы в случае острой необходимости защищать и спасать банки от банкротства, сегодня начинают затачивать осиновый кол, которым банки будут уничтожены. Под организациями я имею в виду центральные банки. Под осиновым колом я имею в виду цифровые валюты вообще и криптовалюты в частности.
В январе 2022 года "Федеральная резервная система" (ФРС), выполняющая в США роль центрального банка, опубликовала документ под названием
"Money and Payments: The U.S. Dollar in the Age of Digital Transformation". В переводе на русский: "Деньги и платежи: доллар США в эпоху цифровой трансформации". Как написала сама ФРС, этот документ является первым шагом в публичной дискуссии между ней и заинтересованными сторонами о цифровых валютах центральных банков.
Конечно, ФРС в тексте очень дипломатична. Разумеется, ФРС прикрывается благими намерениями. Говорится о выгодах для домохозяйств, предприятий и экономики в целом, о защите от преступной деятельности. Естественно, ФРС попыталась успокоить банкиров заявлением о том, что новые цифровые деньги "не заменяют существующие формы денег". Но вы же помните, куда ведёт дорога, выстланная благими намерениями?
Если центральные банки начнут выпуск цифровых денег – посредники между ними и экономикой в виде коммерческих банков будут уже не нужны. Банки, конечно, попытаются продлить свою агонию. Создать некую экосистему. Но всё это пустое.
Разумеется, умрут банки не завтра. И даже не послезавтра. И умирать они будут не одномоментно. Но этот процесс уже пошёл…