Поздравляю. То, о чём так много говорили (нет, не большевики) все грамотные люди после известных февральских событий – свершилось. Россия до наступления 27 июня 2022 года так и не смогла заплатить жалкие 100 млн долларов. На самом деле, наша страна должна была заплатить эти деньги ещё месяц назад. И даже заплатила их чуть раньше требуемого срока. До того, как
"перестала действовать временная лицензия минфина США", позволявшая России производить выплаты по своим внешним долгам в долларах. Но деньги тогда не дошли до адресата.
После чего наступил так называемый технический дефолт. Этот термин означает, что проштрафившемуся заёмщику даётся ровно один месяц на исправление ситуации, на поиск денег, на оплату просроченных долгов. Этот месяц закончился сегодня, 27 июня. Россия не заплатила. Хотя, формально, деньги были. В смысле – доллары (смотри график
"Золотовалютные резервы РФ"). Конечно, не все из указанных 582,3 млрд долларов представлены именно долларами. Более того, сами доллары из российских ЗВР уже в феврале были
"заморожены". Как и евро, фунты стерлингов, иены. Тем не менее, доллары были. Россия все последние месяцы очень хорошо зарабатывает на экспорте нефти, нефтепродуктов и газа.
Россия предпочла заплатить рублями вместо долларов, и сделать вид, что ничего странного не происходит, что всё идёт своим чередом, что всё правильно. Российские чиновники, конечно, будут говорить, что никакого дефолта, на самом деле, нет. Что этот дефолт искусственный. Правда, тут же возникает встречный вопрос – так дефолта нет, или он всё-таки есть, но "искусственный"?
Но не будем придираться к словам российских чиновников. Они люди подневольные. Что им ещё остаётся говорить? Хотя, с другой стороны – ведь не рабы же. Могли бы уволиться ещё в феврале, чтобы не испытывать этого позора. Но бог им судья.
Итак, что будет дальше?
На самом деле, может показаться, что прямо сейчас ничего страшного не произошло. Международные рейтинговые агентства громко и хором не объявили России дефолт. Рубль не обвалился. Иностранные инвесторы не ломанулись на выход. Даже акции не обвалились, хотя они на любой шорох реагируют максимально чутко.
Дело в том, что часть событий произошла уже давно, а часть событий не может произойти. Все основные мировые рейтинговые агентства покинули Россию ещё в марте-апреле. Перед этим они, что называется, громко хлопнули дверью. Рейтинги России были понижены до преддефолтного или даже дефолтного уровня, и сразу после этого отозваны (смотри
"Fitch",
"Moodys",
"S&P"). Иностранные инвесторы уже давно не могут ничего продать и уйти из России. Их точно так же заморозили российские власти, как западные страны заморозили российские ЗВР.
Значит ли это, что ничего страшного не произойдёт и в будущем? Нет, не значит. Всё как раз в будущем и будет происходить. Всё только начинается. И это будущее не сулит ничего хорошего для России и для российской экономики. На российских нефти и газе свет клином не сошёлся. Как и на российском неоне. Замена российскому сырью найдётся. И очень быстро найдётся.
И совсем в другой ситуации находится Россия. Запад в феврале начал против России войну на истощение. Его санкции рассчитаны на очень длинную дистанцию, на очень долгий срок.
"Западные санкции сродни раковой опухоли – смертельные метастазы появляются там, где их совсем не ждали". В настоящее время происходит очень медленное удушение российской экономики.
Запад эту войну неизбежно выиграет. Просто потому, что у него заведомо больше ресурсов всех видов. Достаточно сравнить размеры экономик. Примерно 1,5% мирового "Валового внутреннего продукта" (ВВП) у России против примерно 50% мирового ВВП у Запада.
Просто потому, что у него заведомо больше влияния на остальные страны мира. Никакая Индия и никакой Китай нам не поможет. Потому что испугаются вторичных западных санкций.
Россия постепенно превращается в международного изгоя, сотрудничество с которым невозможно по морально-этическим принципам. В такой ситуации дефолт по внешним долгам – это лишь один из огромного количества мелких порезов, которые обескровливают и иссушают российскую экономику.
Но и преуменьшать значение произошедшего дефолта не стоит. Скорее всего, все российские государственные валютные обязательства содержат ковенанту под названием "Кросс-дефолт". Она означает, что если наступает дефолт по любому, самому крошечному российскому государственному валютному долгу с ничтожной суммой, дефолт автоматически объявляется по абсолютно всем российским государственным валютным долгам. После чего держатели этих долгов имеют право досрочно предъявить государству российскому к оплате одновременно все его валютные долговые обязательства. И держатели долгов обязательно это сделают.
Каков размер российского государственного валютного долга? По состоянию на 1 января 2022 года (более свежих данных нет), он составлял 62,1 млрд долларов (смотри график
"Внешний долг России"). Может Россия единовременно вернуть кредиторам всю эту сумму? Очевидно, нет. Хотя, казалось бы, сумма не очень большая. Особенно на фоне суммы российских золотовалютных резервов (смотри на том же графике синюю линию). Даже если бы Россия хотела – для этого нет свободных валютных средств. Они арестованы странами Запада.
Что последует дальше? А дальше, с большой долей вероятности, последуют судебные иски. Которые Россией будут проиграны. После чего последуют аресты российских государственных активов за границей, а также аресты зарубежного имущества коммерческих организаций, в которых у российского государства есть доля в уставном капитале, или часть акций находится в госсобственности. Арестовывать будут абсолютно всё. Деньги, недвижимость, любое прочее имущество. Помните историю швейцарской фирмы Noga? Она повторится…