Недавно сначала появился, а потом был быстро опровергнут слух о том, что Михаил Алексеев возглавит "Росбанк".
Казалось бы, почему нет? Михаил Алексеев очень опытный и грамотный специалист российского банковского рынка, имеющий великолепный послужной список. Работал на руководящих постах в министерстве финансов РФ, "Межкомбанке", "Онэксимбанке", "Росбанке", "Роспромбанке", "Юникредит банке", Банке России. Кроме того, он ведь ещё и преподаватель – декан факультета международных экономических отношений "Финансового университета" при правительстве РФ и профессор "Высшей школы экономики". Как видите, и "Росбанк" он знает не понаслышке, поскольку работал в нём в 2000-2006 годах.
Но нет. Что-то пошло не так. Сам Михаил Юрьевич объяснил это так: "Я удивлён, откуда берутся и кем-то распространяются такие непроверенные слухи. В мои намерения подобный сценарий не входит. Да и вряд ли он возможен. В "Росбанке" сейчас прекрасное руководство. А у меня сейчас совсем другие планы".
Конечно, в "Интерросе", что недавно выкупил "Росбанк" у французов из Societe Generale, говорили, что не будут менять топ-менеджеров. Но мало ли кто что говорил? Судя по трём неназываемым в СМИ источникам, переговоры о возвращении Михаила Алексеева в родные пенаты велись.
Что же могло пойти не так? Возможный ответ – санкции. 20 апреля 2022 года управление по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC) министерства финансов США ввело против Михаила Алексеева персональные блокирующие санкции, внеся его в
"список SDN". Попал он в этот список за связь с банком "Открытие", в котором на тот момент был членом наблюдательного совета.
"Блокирующие санкции в отношении банка "Открытие" были введены американцами 24 февраля 2022 года.
Получается, что западные санкции (в отношении российской экономики в целом и отдельных банкиров в частности) сродни раковой опухоли. Как и злокачественная опухоль в организме человека, санкции постепенно разрастаются в объёмах, дают метастазы в совершенно неожиданных местах. Сначала под санкции попадает банк. А потом под санкции попадает топ-менеджер этого банка. Или его совладелец. Так, в основном, происходило до сих пор.
Но ведь нельзя исключать и другой последовательности. Сначала под санкции попадает топ-менеджер банка. И абсолютно неважно, в связи с чем против него ввели санкции. Главное – ввели. Этот топ-менеджер покидает один банк (назовём его "А"), и устраивается на работу в другой банк (назовём его "Б"). После чего под санкции попадает банк "Б", потому что в нём работает на руководящем посту человек, находящийся под санкциями. Это явление называется – вторичные санкции. Вторичные санкции призваны максимально изолировать объект первичных санкций. Изолировать от всего. От экономики, от партнёров, от клиентов. От друзей, в конце концов.
Получается, что банкир, находящийся под санкциями, становится токсичным для любого будущего работодателя, пока ещё не находящегося под санкциями. Банкир, находящийся под санкциями, становится изгоем. Мне кажется, именно введённые против Михаила Алексеева санкции помешали ему устроиться на работу в "Росбанк". И будут мешать в дальнейшем устраиваться на любую приличную работу.
P.S.: мне эта санкционная раковая опухоль чем-то напоминает историю с так называемыми иностранными агентами в России. Когда человек может получить это клеймо просто за то, что когда-то сотрудничал с человеком и/или организацией, чуть ранее получивших это клеймо. Цель этого клейма – сделать человека с ним в России токсичным для всех.
Что-ж, кажется, у Запада получилось сделать то же самое с помощью санкций в отношении топ-менеджеров. Получилась такая ассиметричная "ответочка". Санкции делают банкиров токсичными для всех.