В медицине давным-давно поняли, что правильно поставленный диагноз – это половина успеха в лечении болезни. На самом деле, это универсальное правило. Оно справедливо для всех сфер человеческой деятельности. В экономической политике оно тоже справедливо.
Долгое время российские власти гордились огромным размером золотовалютных резервов (ЗВР). Ещё совсем недавно эти резервы действительно были велики. Они превышали 600 млрд долларов (смотри график
"Золотовалютные резервы РФ").
А потом наступило 24 февраля. После чего на Россию начали сыпаться самые разнообразные санкции. Сыпаться, как из рога изобилия. Одна из таких санкций оказалась – заморозка российских ЗВР. К такому повороту событий российские власти оказались абсолютно не готовы. Внезапно страна лишилась примерно половины от всех своих резервов (смотри статью
"Западные страны намерены заморозить золотовалютные резервы России. Что это может означать для обычных граждан?"). Сегодня Россия имеет доступ к примерно 300 млрд долларов резервов.
И если доля долларов в российских резервах ещё хоть как-то снижалась, то доля евро в российских резервах все последние годы оставалась стабильно высокой – примерно 30% (смотри график
"Структура золотовалютных резервов РФ").
Похоже, что российские власти даже в страшном сне не предполагали, что такое может случиться. Иначе бы долю долларов в резервах сокращали гораздо быстрее. Иначе бы долю евро в резервах также начали быстро сокращать.
Недавно секретаря Совета Безопасности РФ Николая Патрушева спросили о том, насколько было оправданно решение размещать золотовалютные резервы за рубежом. Он ответил коротко и по-военному чётко: "Это решение оказалось неоправданным с точки зрения финансовой безопасности государства".
Итак, было сказано "А". Была допущена ошибка. Теперь надо говорить "Б". Кто в этом виноват? А после следует сказать и "В". Какую ответственность понесёт этот человек, или эти люди, если решение было коллегиальным? А потом следует говорить и "Г". Что следует сделать для того, чтобы это не повторилось в будущем?
Проблема заморозки российских золотовалютных резервов на, самом деле, остаётся крайне животрепещущей проблемой. Потому что предложенная российскими властями схема по
"продажи газа иностранным покупателям за рубли" эту проблему никак не решает. Иностранные покупатели продолжают платить за газ валюту, которую точно также можно заморозить. Как? Банально ввести против "Газпромбанка" полные блокирующие санкции во всех основных валютах (доллары, евро, фунты, франки, иены), которые запретят для "Газпромбанка" любые операции в этих валютах.
В настоящее время понятен ответ только на первый из возможных вопросов – "Кто виноват?". Правильный ответ – руководство Банка России (он же ЦБ РФ). Именно Банк России управляет российскими золотовалютными резервами.
Значит ли это, что в отношении руководства Банка России в самое ближайшее время последуют санкции? Скорее всего, нет. Иначе бы нынешний председатель Банка России Эльвира Набиуллина не была в апреле выдвинута на новый пятилетний срок руководства центробанком. И не была бы утверждена на этом посту Госдумой.
Скорее всего, этот вопрос был отложен до окончания так называемой "специальной военной операции". Но после он обязательно будет поднят, и тщательнейшим образом изучен компетентными органами на предмет возможного вредительства и/или предательства. Если будут собраны неопровержимые доказательства преступных деяний – виновным будут грозить очень длительные сроки лишения свободы…