Внешний долг России по состоянию на 1 апреля 2022 года составил 453,5 млрд долларов, снизившись с начала года на 26,5 млрд долларов, или на 5,5% (смотри график
"Внешний долг России"). Банк России сообщил, что на динамику показателя повлияло главным образом сокращение иностранной задолженности прочих секторов.
Некоторые оптимистично настроенные граждане поспешили добавить, что внешний долг стал минимальным с 2009 года. Формально – это действительно так. Однако, если внимательно изучить график, представленный выше, то станет понятно, что, по большому счёту, ничего принципиально не поменялось.
Низкий уровень государственного долга компенсируется высоким уровнем долга предприятий и банков. Формально эти предприятия и банки считаются частными. И государство не обязано отвечать по их долгам. А в реальности всё совсем не так.
Потому что очень часто кредиты выдаются под залог акций. И в случае, если предприятие или банк перестаёт платить по своим долгам – кредиторы забирают заложенные акции (полностью или частично) в счёт оплаты оставшейся части долга. Так вот, значительная часть внешних долгов предприятий представлена долгами таких, по сути, государственных компаний, как "Газпром" и "Роснефть". А значительная часть внешних долгов банков представлена долгами таких, по сути, государственных банков, как "Сбербанк" и ВТБ. Потерять контроль над этими предприятиями и банками государство российское не может себе позволить. Поэтому, значительная доля долгов предприятий и банков в реальности является государственным долгом. Во время кризиса 2008-2009 годов мы уже видели, как государство помогало таким псевдо-частным предприятиям и банкам расплачиваться с внешними долгами за счёт государственных золотовалютных резервов.
Также не должно расслаблять формальное превышение золотовалютных резервов (ЗВР) России над величиной внешних долгов. Ведь примерно 2/3 ЗВР заморожена западными странами (смотри
"1" и
"2"). И доступа к этим средствам Россия потеряла. Возможно, навсегда.
Так что, когда все западные страны (а не только США) перестанут покупать у России нефть, нефтепродукты, газ, уголь – у нашей страны может не хватить валютной выручки для своевременной оплаты всех внешних долгов. А расплатиться имеющимися резервами не получится по причине их заморозки. Это означает не просто дефолт. Это означает потерю контроля над крупнейшими российскими (по сути – государственными) предприятиями или банками. И оба этих события уже близко.