"Индекс PMI Manufacturing России" в январе 2022 года составил 51,8 пункта, что выше на 0,2 пункта по сравнению с декабрьским показателем (51,6), сообщила IHS Markit.
Российские производители зарегистрировали незначительное улучшение деловой конъюнктуры в начале 2022 года, согласно данным PMI за январь. Общий рост немного ускорился до самого высокого уровня с мая 2021 года. Хотя рост объемов производства замедлился до четырехмесячного минимума, компании указали на усиление роста новых заказов. Новые продажи выросли максимальными темпами с апреля 2019 года, поскольку спрос со стороны иностранных клиентов также увеличился. Повышение спроса заставило компании активизировать набор персонала, и занятость росла самыми быстрыми темпами с ноября 2018 года. Постоянные задержки поставок и нехватка сырья привели к первому увеличению незавершенных работ с августа 2017 года.
Нехватка материалов и задержки с транспортировкой привели к тому, что бремя расходов росло самыми быстрыми темпами за последние шесть месяцев. В результате компании-производители также заметно увеличили свои отпускные цены.
Поддержку общему расширению оказало более быстрое увеличение новых заказов в январе. Темпы роста были самыми высокими с апреля 2019 года. Там, где сообщалось о росте новых продаж, компании связывали это с усилением деловой и потребительской активности. Российские производители также отметили более высокий спрос со стороны иностранных клиентов, поскольку новые экспортные заказы росли самыми быстрыми темпами с ноября 2020 года.
Несмотря на более высокий рост новых заказов, расширение производства было самым медленным за четыре месяца в начале 2022 года. В целом рост производительности был лишь незначительным, поскольку ограничения производственных мощностей тормозили этот рост.
В то же время производители товаров зафиксировали в январе скромный рост занятости. Тем не менее темпы создания рабочих мест были самыми высокими с ноября 2018 года. Компании стремились увеличить численность рабочих на фоне более сильного роста новых заказов и повышения производственных потребностей.
Несмотря на усилия по увеличению пропускной способности за счет увеличения занятости, количество незавершенных заказов увеличилось впервые с августа 2017 года.
Инфляционное давление вновь усилилось в начале года. Задержки поставок и нехватка сырья привели к росту закупочных цен, поскольку бремя затрат росло самыми быстрыми темпами за последние шесть месяцев.
Наряду с более резким ростом себестоимости, производственные компании зарегистрировали ускорение роста отпускных цен. Компании стремились переложить более высокие затраты на клиентов за счет повышения своих цен, при этом отпускные цены росли заметно, достигнув максима с августа прошлого года.
Показатели поставщиков в производственном секторе в январе ухудшились в большей степени на фоне нехватки сырья и задержек с транспортировкой. Тем не менее, компании увеличили закупочную активность более быстрыми темпами. В то же время запасы как до, так и после производства продолжали падать, хотя и самыми медленными темпами за последние три месяца.
В заключение, в январе укрепились ожидания относительно объемов производства на ближайшие 12 месяцев. Производители указали на наивысшую степень уверенности за девять месяцев на фоне надежд на дальнейший рост клиентского спроса и инвестиций.
Экономист компании IHS Markit Шиан Джонс отметила: "Российские производственные компании сообщили об обнадеживающем начале 2022 года, поскольку условия спроса со стороны внутренних и иностранных клиентов улучшились. Тем не менее, нехватка сырья и задержки с транспортировкой препятствовали росту производства, который замедлился до минимального за четыре месяца. Более медленное расширение производства также свело на нет усилия по устранению незавершенных работ, которые выросли впервые с августа 2017 года.
Тем не менее, темпы создания рабочих мест ускорились до самого высокого уровня более чем за три года, поскольку деловые ожидания достигли девятимесячного максимума.
Инфляционное давление оставалось заметным в январе, поскольку бремя расходов росло самыми быстрыми темпами с июля прошлого года. Однако компании имели возможности передать клиентам более высокие закупочные цены, поскольку инфляция отпускных цен ускорилась. Имея в виду, что сдерживающие факторы, связанные с более высокими затратами, вряд ли исчезнут в ближайшей перспективе, ожидается, что давление на рентабельность в производственном секторе России сохранится в 2022 года".