Прошло всего 3 дня с предыдущей статьи о российском фондовом рынке, в которой я
"постарался отговорить вас от покупки ценных бумаг прямо сейчас", а рынок наш потерял ещё 100 пунктов по индексу РТС. Уже ниже 1 300 пунктов (смотри график
"Индекс РТС"). Шустро падаем.
И ладно бы это был только наш внутренний кризис, вызванный, неадекватной внешней политикой. Почему неадекватной? Одно дело, когда на раздел мира и сфер влияния претендует страна, входящая в пятёрку крупнейших в мире по экономическому могуществу. Одно дело, когда на раздел мира и сфер влияния претендует страна, являющаяся победителем во второй мировой войне, вынесшая на своих плечах основную тяжесть этой войны. Так в своё время было в случае с СССР. И совсем другое дело, когда на раздел мира и сфер влияния претендует экономический карлик.
Я утрирую, конечно. Россия пока ещё не карлик. Но она в настоящее время не входит даже в десятку крупнейших стран мира по размеру экономики. Поэтому, кажется вполне естественным, что на предложение снова поделить весь мир на сферы влияния, вспомнить былые советские времена, устроить новую Ялтинскую и/или Потсдамскую конференцию – на всё это поступил вежливый отказ. А последующие угрозы с обеих сторон и постепенная эскалация конфликта и привели к самому настоящему обвалу на российском фондовом рынке.
Так вот, падение на фондовых рынках происходит не только в России. Рынки в США тоже падают. Пока не так быстро, как у нас. Но, тем не менее. Индекс S&P500 уже почти 4 300 пунктов (смотри график
"Индекс S&P500"). И это после того, как совсем недавно было 4 800 пунктов. Индекс S&P500 упал пока всего на 10,4%.
И основания для такого падения есть. Дело в том, что "Федеральная резервная система" (ФРС) США пришла к выводу о необходимости ужесточения кредитно-денежной политики. Проще говоря – ФРС собирается прекратить вливать деньги в экономику, собирается начать сокращать свой баланс, и, что ещё хуже для рынка ценных бумаг – собирается повышать ставки. Причём, речь идёт уже о четырёх, пяти, или даже шести повышений ставки в течение 2022 года.
Рост ставки сразу приведёт к росту стоимости заимствований для всей американской экономики. И для предприятий, и для граждан. Рост стоимости заимствований приведёт к росту расходов на обслуживания долга. И для предприятий, и для граждан. Для предприятий это приведёт к снижению прибыли. Для граждан это приведёт к снижению покупок товаров и услуг. Снижение продаж товаров и услуг приведёт к снижению выручки и прибыли у предприятий. Они начнут сокращать персонал. Рост экономики в таких условиях неизбежно замедлится. Это как минимум. На самом деле, в таких условиях и до рецессии недалеко.
Я сейчас кратко изложил классическую схему погружения экономики в рецессию. Любой экономики. Что происходит с ценами акций во время рецессии? Они падают. Нет, не так. Они обваливаются. Возможно, мы сейчас и наблюдаем первые шаги будущего обвала.
А теперь коротенько коснёмся ещё одного фактора. Снижение прибыли у предприятий приведёт (при прочих равных) к росту очень важного на фондовом рынке коэффициента Р/Е. Чем выше этот коэффициент, тем менее привлекательным становится предприятия (вся отрасль, весь фондовый рынок страны). Если прибыль предприятий падает быстрее, чем цена акций (а перед самым кризисом именно это и происходит) – коэффициент Р/Е очень быстро растёт. Достаточно посмотреть, каких феноменальных значений достиг этот коэффициент в США во время кризиса 2008-2009 годов (смотри график
"S&P 500 P/E Ratio"). В настоящее время он равен 27,4. Для сравнения: среднее арифметическое за период времени с 1900 года равно 16,2, а медиана за тот же период равна 15,1. Американские акции в среднем переоценены. Не экстремально. Бывало и хуже. Но всё же. И это в среднем. Отдельные американские акции по показателю Р/Е вообще в космос улетели.
И потом, посмотрите на график индекса S&P500 ещё раз. На его вид. Он же в космос собрался улететь. Но старожилы фондового рынка знают, что "Деревья не растут до небес".
Так что же, всё? Рост закончился? Теперь только вниз? Очень возможно, что и так. Однако, пока существует ещё один вариант. О нём в декабре говорил Степан Демура: "Падение рынков уже могло начаться. И то, что мы наблюдаем – это первые заходные волны. Но сказать однозначно, что "Да" – я не берусь. Потому что есть, как минимум две разволновки, которые выглядят очень красиво и кошерно. Одна говорит о том, что сейчас будет коррекция небольшая. Потом снова пойдём вверх. Там окончательная цель 5 200 – 5 300. Другая говорит о том, что 4 700 – это тот уровень, который мы взяли, и больше мы его не увидим. Трудно сказать. Картинка самая сложная для интерпретаций как раз тогда, когда разворачивается тренд".
В любом случае, началось падение или нет – мировой экономический кризис, кажется, начнётся в нынешнем году. Уже очень многое об этом говорит.