Почему опять? Потому что Россия уже хотела быть в числе лучших мировых финансовых центров. Помните анекдот? [– Опять хочу в Париж! – А Вы уже бывали там? – Нет, но я уже хотел.] Вот и с мировым финансовым центром всё то же самое. Россия уже хотела быть таким центром. Об этом в декабре 2008 года вслух мечтал тогдашний помощник президента России Аркадий Владимирович Дворкович. Вот что он тогда заявил:
"Россия может быть одним из сильных финансовых центров, обслуживающих рост мировой экономики, привлекающих капиталы и распределяющих их между новыми проектами и заёмщиками. Естественно, местом для такого финансового центра является Москва". Декабрь 2008 года. Во всём мире бушует экономический кризис, а в России мечтатели строят воздушные замки на песке. Мда… Страшно далеки они от реальности.
К 2017 году стало абсолютно ясно, что мечты о попадании в число лучших мировых финансовых центров абсолютно несбыточны. Москва в рейтинге крупнейших финансовых центров мира за 10 лет (с 2007 года по 2017 год) скатилась с 38 места на 89 место (смотри график
"Global Financial Centres Index"). В 2017 году Москву в рейтинге обогнали такие крутые мировые финансовые центры, как Панама (88 место), Хельсинки (83), Багамы (81), Алмата (80), Будапешт (72), Манила (66), Тринидад и Тобаго (65), Прага (58), Рига (53), Таллинн (44), Варшава (36). Это был позор.
Это при том, что всё предыдущее время российская власть активно пыталась построить в стране самый крутой и, как обычно, не имеющий аналогов в мире, "Международный финансовый центр" (МФЦ). Российские чиновники начали строить МФЦ в далёком уже 2008 году (то есть, на следующий год после возникновения рейтинга Z/Yen group, чей график в отношении Москвы был представлен выше). Тогда же была утверждена концепция развития, в которой этот центр упоминался. В 2009 году был утверждён план мероприятий по его созданию. В 2010 году одобрена концепция создания МФЦ. Чуть позже, в том же году, нашли руководителя процесса его создания (бывший глава администрации президента РФ Александр Волошин). Ещё чуть позже была создана весьма представительная рабочая группа по его созданию и несколько проектных групп. В 2013 году разработана "дорожная карта" создания МФЦ. За 10 лет было принято множество правильных решений, законов, поправок в законы и кодексы. Но всё оказалось бессмысленно.
Однако, уже в 2019 году началось неожиданное, постепенное, чудесное, превращение золушки в принцессу. За три последующих года Москва в рейтинге крупнейших финансовых центров мира поднялась с 88 места до 50 места. Это успех. До лидирующих позиций по-прежнему, как пешком до Луны. Но столь явное позитивное движение, кажется, кого-то не на шутку возбудило в коридорах российской власти. Тут же с дальней полки были достаны старые планы, отряхнуты от пыли, и встроены в текущую повестку дня.
Теперь речь идёт о том, что к 2030 году Россия должна будет войти в топ-25 мировых финансовых центров. То есть, подняться в рейтинге минимум в два раза. Такой эффект власти ожидают от реализации проекта "Развитие финансового рынка, регулирование деятельности финансовых институтов и субъектов финансового рынка". Это следует из материалов к законопроекту "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Насколько реальна эта новая старая мечта? Настолько же, как и предыдущая. Почему? Давайте оглянемся вокруг, и вспомним только самые свежие события, которые неизбежно повлияли на инвестиционную привлекательность нашей страны в глазах мирового инвестиционного сообщества. Обвинительный приговор по уголовному делу против основателя и управляющего партнёра фонда частных капиталовложений Baring Vostok
Майкла Калви (Michael John Calvey). Обвинение в государственной измене, выдвинутое против основателя компании Group-IB Ильи Сачкова. Его компания разрабатывает решения для детектирования и предотвращения кибератак, выявления фрода и защиты интеллектуальной собственности в сети.
Обвинения в государственной измене, выдвинутые против уже нескольких десятков российских учёных разного калибра. Что уже приводит к
бегству учёных из России. И бегство это будет только усиливаться.
К этому надо добавить перманентную абсолютную беззащитность частной собственности в российском суде, если эта частная собственность спорит с кем-то очень влиятельным и/или богатым, или с государством. В России, по сути, отсутствуют права собственности на средства производства. Ибо в любой момент может прийти какой-нибудь голодный полковник, или сынок приближенного к власти человека, и отобрать приглянувшееся ему предприятие. Частично или полностью. А если не отобрать, то разорить. Типа, не доставайся же ты никому.
Я с 1995 года, когда только начал работать на фондовом рынке, постоянно слышу, что все российские компании недооценены примерно в 2 раза относительно своих зарубежных аналогов. Из года в год недооценены. В хорошее время, и в плохое время. Что бы не происходило на мировых финансовых рынках – российские компании всегда недооценены. Это как раз следствие всего выше сказанного.
Без решения проблемы прав собственности на средства производства мечты о попадании в число лучших мировых финансовых центров так и останутся несбыточными мечтами. Проблему прав собственности на средства производства невозможно решить без проблемы независимости российской судебной системы от всего и вся. И в первую очередь, от исполнительной власти, и от различных влиятельных людей. Судья при принятии решения должен руководствоваться исключительно законом и своей совестью. И ничем больше. До тех пор, пока в России не будет именно так, в России не будет ничего. Наша страна так и продолжит гнить на задворках мировой экономики. Как это происходит с Аргентиной уже больше 100 лет.
И вот тут мы подходим к главному. С текущими персоналиями в ныне действующей системе российской власти никаких позитивных сдвигов в указанной мной проблеме не будет. От слова совсем. Ведь ныне действующая судебная система сложилась не случайно, не хаотично. Иосиф Сталин был прав: кадры решают всё. Чтобы что-то изменить, надо полностью сменить кадры. Сверху донизу.
Считается, что признание проблемы – это половина успеха в её разрешении. Итак, проблема обозначена. Осталось найти действенные пути её решения.
А уже после этого мечта о попадании нашей страны в число лучших мировых финансовых центров реализуется сама собой. Без всяких KPI для чиновников.
А пока в отношении указанной в заголовке статьи мечты можно сказать только классическое: "Мечты, мечты, где ваша сладость?" (с)