"Индекс PMI Manufacturing России" в сентябре 2021 года составил 49,8 пункта, что выше на 3,3 пункта по сравнению с августовским показателем (46,5), сообщила IHS Markit.
Сентябрьские данные PMI свидетельствует об ухудшении деловой конъюнктуры в производственном секторе России четвертый раз подряд. При этом темпы снижения в целом были лишь частичными, поскольку состояние сектора приблизилось к стабилизации на фоне возобновившегося роста производства и клиентского спроса. Между тем компании отметили менее заметные серьезности сбоев в цепочках поставок, что отразилось на более мягком повышении цен на сырье. Несмотря на то, что они все еще заметны, темпы инфляции закупочных и отпускных цен замедлились.
Однако нерешительность в отношении будущего спроса и признаки избыточных мощностей сохранялись, поскольку ожидания объемов производства упали до 11-месячного минимума, а занятость продолжала снижаться.
Более медленному общему ухудшению способствовало первое увеличение производства с июня. Данные за сентябрь указали на частичный рост производительности в обрабатывающих отраслях России, поскольку компании отметили рост клиентского спроса со стороны новых и традиционных клиентов.
Хотя клиентский спрос оставался исторически слабым, последние данные свидетельствуют о завершении четырехмесячной последовательности сокращения новых продаж. Если сообщалось об увеличении заказов, компании частично объясняли это привлечением новых клиентов.
Новые экспортные заказы в сентябре продолжили снижаться. Темпы сокращения превысили средний показатель в данной серии, несмотря на замедление падения до трехмесячного минимума
Что касается цен, темпы инфляции производственных затрат в конце третьего квартала замедлились до минимальных за год и были лишь немного выше, чем в среднем по серии. Компании связывали затраты с более высокими ценами поставщиков и неблагоприятными колебаниями обменного курса.
Производители продолжали отмечать частичный перенос более высоких затрат на клиентов там, где это было возможно. При этом уровень инфляции отпускных цен также снизился, и цены росли самыми медленными темпами с октября 2020 года.
Между тем, ухудшение показателей поставщиков замедлилось, поскольку сроки выполнения заказов в сентябре увеличились в наименьшей степени за десять месяцев. Компании по-прежнему сообщали, что проблемы с транспортировкой задерживают поставки материалов.
Более высокие производственные потребности и резкое сокращение сырьевых запасов привели к самому быстрому росту закупочной активности в российских производственных компаниях с февраля. В то же время запасы готовой продукции сокращались наиболее быстрыми темпами с июня за счет продаж со складских запасов.
Давление на производственные мощности в целом оставалось незначительным, поскольку объемы незавершенных заказов стабильно сокращались. Хотя темпы спада замедлились до минимальных за шесть месяцев, многим компаниям не требовался дополнительный персонал. Это было подчеркнуто умеренным сокращением занятости в обрабатывающей промышленности в сентябре.
В заключение, ожидания относительно перспектив производства на предстоящий год упали до самого низкого уровня с октября 2020 года. Однако в целом настроения были оптимистичными, поскольку компании надеются на дальнейший рост клиентского спроса.
Экономист компании IHS Markit Шиан Джонс отметила: "Российские производители сообщили о более позитивном завершении третьего квартала, поскольку производство вернулось на территорию расширения. Хотя конъюнктура внутреннего спроса улучшилась, новые экспортные заказы упали.
Производители не были решительными в своих ожиданиях относительно перспектив производства в наступающем году, поскольку уверенность достигла одиннадцатимесячного минимума. В то же время умеренное давление на производственные мощности привело к очередному раунду потери рабочих мест во всем секторе.
Более медленное снижение производительности помогло обуздать давление на цены. Цены на сырье росли самыми медленными темпами за год. Тем не менее, скачки цен поставщиками по-прежнему были широко распространены, и наш текущий прогноз показывает, что к концу 2021 года инфляция потребительских цен снизится только до 6.0%. Наряду с перебоями в поставках, дополнительные риски повышения инфляции связаны с продолжающимся восстановлением экономики и прогнозируемым снижением уровня безработицы, который, как ожидается, увеличит потребительские расходы".