|
11.07.21/15:26 Fitch подтвердило рейтинг России на уровне "BBB", прогноз: "Стабильный"
Fitch Ratings 9 июля 2021 года подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента ("РДЭ") России в иностранной валюте на уровне "BBB" со стабильным прогнозом.
РДЭ России "BBB" отражают ее надежную основу макроэкономической политики, сильный внешний баланс (включая значительную чистую позицию внешнего кредитора и самый высокий коэффициент внешней ликвидности в категории "BBB") и самый низкий уровень государственного долга / ВВП в группа сверстников. Этим факторам противопоставляются геополитический риск, слабое управление по сравнению с аналогами, низкий потенциал роста ВВП и высокая зависимость от сырьевых товаров.
"Стабильный" прогноз отражает эффективность политики в сохранении прочности суверенных балансов и помогает закрепить макроэкономическую стабильность перед лицом шока Covid-19 и высокой волатильности цен на нефть. Устойчивость поддерживается доверием к денежно-кредитной политике, гибкостью обменного курса и осмотрительной антициклической налогово-бюджетной политикой, основанной на правилах бюджетных цен на нефть. Ограниченные перспективы структурных реформ в областях, необходимых для повышения тенденций роста России, наряду с сохраняющимся риском санкций, продолжают сдерживать рейтинг.
Риск санкций, на наш взгляд, остается высоким. Новые меры администрации Байдена, принятые в апреле, которые включали предотвращение участия США в рублевых первичных эмиссиях, имели ограниченное влияние, частично отражая относительно низкое участие иностранных инвесторов на первичном рынке (около 10% в предыдущие 12 месяцев). ), Сильные резервы России и достаточная ликвидность банковского сектора. Несмотря на умеренную краткосрочную стабилизацию в отношениях с США после июньского саммита президента, со временем существует значительный риск введения дополнительных санкций.
Широкомасштабные санкции США в отношении российского банковского сектора или энергетического сектора, которые могут оказать большее влияние на фундаментальные кредитные показатели, на наш взгляд, не являются наиболее вероятным исходом, но отношения по-прежнему остаются неопределенными и подвержены риску ухудшения ситуации. Наш базовый сценарий также не включает санкции, которые не позволяют российским банкам совершать операции в долларах США, и мы считаем маловероятным, что обслуживание существующего суверенного долга будет предотвращено.
Fitch прогнозирует рост ВВП на 3,7% в 2021 году с укреплением внутреннего спроса во 2П21 и постепенным увеличением добычи нефти в соответствии с квотами ОПЕК +. Россия переживает серьезную третью волну Covid-19, и индекс строгости карантина увеличился до 47 с 37 в июне, но мы предполагаем, что дальнейшие ограничения на деятельность будут ограничены. Мы ожидаем, что введенные обязательные меры вакцинации поддержат неуклонное развертывание вакцинации (в настоящее время вводится 31 доза на 100 человек), несмотря на очень высокий уровень скептицизма. По нашим прогнозам, рост ВВП замедлится до 2,7% в 2022 году, отчасти из-за ужесточения политики и сокращения экономического спада, и до 2,0% в 2023 году, но все же выше темпов российской тенденции.
Инфляция ускорилась до 6,5% в июне из-за временных факторов предложения и растущего компонента спроса, а также роста инфляционных ожиданий, а Центральный банк России (ЦБ РФ) повысил процентную ставку на 125 б.п. с февраля до 5,5%. Fitch повысило прогнозы инфляции и процентной ставки на конец года до 5,5% и 6,5% соответственно, но ожидает, что инфляция вернется к целевому уровню 4,2% в конце 2022 г. при процентных ставках 5,75%, что близко к нейтральной ставке. . Совершенно ортодоксальный ответ ЦБ РФ на пандемию еще больше укрепил доверие к денежно-кредитной политике.
Бюджетное правило обеспечивает прочную основу для государственных финансов: целевой показатель структурного первичного федерального дефицита в размере 0,5% на 2022 год восстановлен после его смягчения в 2020-2021 годах. Fitch прогнозирует, что дефицит расширенного правительства сократится до 0,1% ВВП в 2021 году с 4,0% в 2020 году из-за более высоких цен на нефть, восстановления ВВП и частичного прекращения экономической поддержки. Превосходство бюджетных показателей в этом году предполагает около 1 п.п. дополнительных площадей по сравнению с целевым показателем 2021 года (структурный первичный дефицит в 1,3%), большая часть которых, как мы предполагаем, будет потрачена на новые социальные и инфраструктурные меры, частично связанные с выборами в Думу. Мы прогнозируем небольшое увеличение дефицита расширенного правительства до 0,5% ВВП в 2022–2023 годах, поскольку снижение цен на нефть компенсирует дальнейшее ужесточение налогово-бюджетной политики, не связанной с нефтью.
Прогнозируется, что валовой долг сектора государственного управления стабилизируется на уровне 21,5% ВВП в 2022-2023 годах, увеличившись с 14,7% на конец 2019 года, что значительно ниже прогнозируемого медианного значения "ВВВ" в 59%. Более высокий, чем ожидалось, буфер денежных средств Казначейства (в настоящее время 4,2% от прогнозируемого ВВП на 2021 год) позволил правительству снизить целевой показатель чистой эмиссии на 2021 год на 0,8 п.п. до 1,5% ВВП, большая часть из которых будет достигнута на внутреннем рынке, как в 2020. Кроме того, активы Фонда национального благосостояния выросли до 12,1% ВВП в мае (62% из которых являются ликвидными активами), и мы прогнозируем дальнейшее увеличение на 1,4 п.п. в 2021–2023 годах.
Внешние финансы России остаются устойчивыми, а повышение наших прогнозов цен на нефть поддерживает их дальнейшее укрепление. Международные резервы увеличились на 23 млрд долларов США до 592 млрд долларов США за год до конца июня 2021 года, что эквивалентно 15,9 месяцам текущих внешних платежей 2021 года (более чем вдвое превышает медианное значение "ВВВ", равное 7,3). Это было вызвано повышением цены на золото, на которое приходится 23% резервов, и, в меньшей степени, снижением выплат по внешнему долгу. Мы прогнозируем, что профицит счета текущих операций увеличится на 1,8 п.п. в 2021 году до 4,1% ВВП (поскольку более высокий экспорт нефти и газа более чем компенсирует более сильный рост импорта и умеренное ухудшение баланса услуг и доходов), а затем неуклонно сократится до 2,2% в 2023 году.
Мы прогнозируем, что чистая внешняя кредиторская позиция России вырастет до 48% ВВП к концу 2021 года с 36% на конец 2019 года, что значительно выше медианного показателя "ВВВ" в 4%. Гибкость внешнего финансирования в долларах США ограничена международными санкциями, хотя в этом году правительство подключилось к рынку евро, как и в 2020 году. Накопление избыточных доходов от нефти в соответствии с бюджетным правилом при высоких ценах на нефть способствовало чистым продажам в иностранной валюте в прошлом году. и снизил волатильность обменного курса по отношению к ценам на нефть. Курс рубль / доллар США на 9,5% ниже уровня конца февраля 2020 года, укрепившись на 0,7% с начала 2021 года.
Существует риск возобновления социальных протестов в преддверии сентябрьских выборов, который несколько усугубляется заключением в тюрьму активиста российской оппозиции Алексея Навального, но, на наш взгляд, это не представляет собой краткосрочного риска для стабильности правительства. Усиление централизации власти при президенте Путине уменьшило политическую неопределенность в отношении возможного перехода, но может ограничить структурные реформы. Был достигнут некоторый прогресс в реализации правительственной программы экономических реформ, но мы не видим серьезных перспектив существенной реформы прав собственности, судебной системы и других институциональных ограничений для инвестиций частного сектора, которые влияют на тенденцию роста.
В 1П21 давление на российские банки снизилось. Показатель достаточности капитала сектора в целом оставался неизменным за 4 мес. 21 г. и составил 14,3%, а показатель обесцененных кредитов оставался стабильным на уровне около 10% в 2020–1 кв. 21 г., что почти полностью обеспечено. Хотя некоторые из 13% кредитов, которые были реструктурированы в связи с пандемией, станут обесцененными, высокая прибыльность позволит абсорбировать это без ухудшения капитала. Ликвидность сектора удовлетворительна, и мы ожидаем, что кредитование вырастет почти до 10% в 2020 году (благодаря сильному росту ипотечных кредитов на 19% в годовом исчислении в апреле при поддержке государственных субсидий). Продолжающаяся консолидация, усиление нормативной базы и улучшение качества активов снизили системные риски, но большая доля государственных банков в секторе (69% активов) порождает риск условных обязательств для суверенного государства.
ESG - Управление: Россия имеет оценку релевантности ESG на уровне "5" как в отношении политической стабильности и прав, так и в отношении верховенства закона, институционального и нормативного качества и борьбы с коррупцией, как и для всех суверенных государств. Эти баллы отражают высокий вес, который показатели управления Всемирного банка (WBGI) имеют в нашей собственной модели суверенных рейтингов. Россия имеет низкий рейтинг WBGI на 31-м процентиле, что отражает относительно слабые права на участие в политическом процессе, слабый институциональный потенциал, неравномерное применение верховенства закона и высокий уровень коррупции. Источник: Соб.инф.
|
|