"Индекс PMI Manufacturing России" в июне 2021 года составил 49,2 пункта, что ниже сразу на 2,7 пункта по сравнению с майским показателем (51,9), сообщила IHS Markit.
Июньские данные PMI свидетельствуют о новом ухудшении деловой конъюнктуры в производственном секторе России, и это стало первым сокращением в 2021 году. Спад был незначительным, но был вызван слабым клиентским спросом и первым сокращением занятости в этом году. Тем не менее, производители оставались оптимистичными в своих ожиданиях относительно объёмов производства, при этом степень уверенности повысилась.
Между тем, сбои в цепочке поставок продолжались, что привело к истощению запасов материалов и дальнейшему росту производственных затрат. Однако компании по-прежнему стремились переложить на клиентов более высокие цены на сырье.
Снижению основных показателей способствовало возобновление падения притока новых заказов в июне. Ослабление клиентского спроса контрастировало со скромным увеличением новых продаж в мае, и было самым быстрым с ноября 2020 года. Спад спроса во многом был связан с ослаблением покупательной способности клиентов на фоне роста затрат. Тенденция к снижению также отразилась на новых экспортных заказах, которые сократились самыми быстрыми темпами за пять месяцев.
Напротив, в июне объёмы производства продолжали расти. Рост производства стал шестым подряд, несмотря на то, что в целом был незначительным. Однако замедление роста производства было связано с нестабильностью спроса и снижением притока новых заказов.
Слабый клиентский спрос привел к снижению нагрузки на производственные мощности в конце второго квартала, при этом количество незавершенных работ резко сократилось максимальными темпами со времён пандемии в мае 2020 года.
В результате более низких производственных потребностей и достаточных мощностей для обработки незавершенных заказов, компании сократили численность персонала в июне. Это сокращение было первым раундом сокращения рабочих мест в 2021 году, но в целом оно было незначительным.
В июне показатели поставщиков продолжали ухудшаться, так как сроки поставок были значительно увеличены. Задержки обычно объяснялись нехваткой сырья и проблемами с транспортировкой.
По словам респондентов, производственные затраты снова выросли из-за нехватки поставщиков и неблагоприятных колебаний обменного курса в июне. Темпы роста затрат были существенными в целом, и стали одними из самых высоких за всю историю исследования.
Следовательно, производители повышали свои отпускные цены исторически высокими темпами, хотя и медленнее, чем в мае. Некоторые компании сообщали, что более мягкое увеличение произошло из-за возросших производственных затрат, негативно повлиявших на потребительский спрос.
Между тем, увеличившееся бремя затрат вынудило компании ещё больше истощить свои сырьевые запасы в июне. Остатки сырья и материалов упали самыми быстрыми темпами с октября прошлого года на фоне незначительного снижения закупочной активности. Однако остатки готовой продукции сокращались более медленными темпами, поскольку, по сообщениям, некоторым компаниям удалось пополнить запасы на фоне снижения новых продаж.
В заключение, ожидания относительно объёмов производства на год вперед улучшились на фоне надежд на восстановление клиентского спроса и рост продаж.
Экономист компании IHS Markit Шиан Джонс отметила: "Российский производственный сектор сделал шаг назад в июне, поскольку слабый внутренний и иностранный клиентский спрос оказал давление на общие показатели сектора. Хотя, как сообщается, некоторые компании начали наращивать запасы готовой продукции, снижение нагрузки на производственные мощности привело к первому раунду сокращения рабочих мест в 2021 году.
Проблемы, стоящие перед сектором, усугублялись дальнейшими задержками поставщиков и увеличением производственных затрат. Несмотря на сообщения о негативном влиянии на спрос со стороны некоторых компаний, производители частично смогли переложить повышение цен на сырье на клиентов за счёт заметного повышения отпускных цен.
Тем не менее, ожидания компаний относительно выпуска продукции оставались оптимистичными на фоне надежд на то, что спрос в предстоящем году повысится. Наш текущий прогноз предполагает годовой рост промышленного производства в 2021 году на уровне 4,3%".