|
22.04.21/20:12 S&P: Санкции США в отношении суверенного долга РФ свидетельствуют о риске более жёстких ограничений в будущем
S&P Global Ratings 19 апреля 2021 года сообщило об ограниченных, по мнению аналитиков, макроэкономических и бюджетных последствиях санкций, введенных 15 апреля казначейством США в отношении суверенного рублевого долга РФ (рейтинги по обязательствам в иностранной валюте: "ВВВ-/Стабильный/А-3"; по обязательствам в национальной валюте: "ВВВ/Стабильный/А-2"), размещаемого на первичном рынке. Вместе с тем сохраняются риски введения более жестких санкций и связанное с этим давление на суверенные кредитные рейтинги.
Некоторое время назад санкции стали частью нашего базового сценария.
15 апреля 2021 г. был введён запрет на участие финансовых институтов США в первичных размещениях суверенных рублевых облигаций России. Запрет вступит в силу 14 июня 2021 г. Наряду с новыми санкциями уже действуют введенные в 2019 г. ограничения на приобретение инвесторами суверенных облигаций в иностранной валюте. Ранее мы отмечали, что подобные дополнительные меры в отношении российского суверенного долга окажут лишь ограниченное влияние на рейтинги Российской Федерации благодаря ее сильным ключевым макроэкономическим показателям, включая высокую устойчивость к внешним стрессовым ситуациям.
В частности, на наш взгляд, недавние санкции окажут незначительное влияние на кредитоспособность РФ по причинам, описанным ниже.
Потребности российского правительства в финансировании в кратко- и среднесрочной перспективе невелики. Совокупные потребности федерального правительства в заимствованиях в 2021 г. составляют примерно 2,3% ВВП. Около трети этих заимствований на данный момент уже привлечены, а имеющийся у правительства запас денежных средств в размере более 5% ВВП может позволить ему избежать привлечения дополнительных заемных средств в следующие 12 месяцев или даже в течение более продолжительного периода. Мы полагаем, что потребности в финансировании дефицита бюджета в этом году могут быть ещё меньше, принимая во внимание благоприятное сочетание высоких цен на нефть, восстановления экономики и слабого курса рубля. Эти факторы обусловили небольшой профицит бюджета федерального правительства по итогам первого квартала 2021 г. Начиная с 2022 г. российское правительство планирует вернуться к бюджетному правилу, параметры которого были временно смягчены в целях поддержки экономики в условиях пандемии COVID-19. Бюджетное правило ограничит размер чистых заимствований уровнем 1,4-1,5% ВВП в среднесрочной перспективе, что значительно меньше показателя 4,3% ВВП в 2020 г. Мы считаем такой размер чистых заимствований незначительным на фоне совокупных активов российского финансового сектора (около 100% ВВП). Российские финансовые институты являются ключевыми инвесторами в облигации российского правительства.
Потенциально более высокая стоимость заимствований, скорее всего, не будет представлять проблему для правительства.
Хотя на долю нерезидентов и приходилась существенная доля выпусков ценных бумаг на первичном рынке в России до пандемии, что сдерживало стоимость заимствований и обеспечивало в среднем довольно длинные сроки их погашения, снизившийся внешний спрос на новые выпуски суверенного долга российского правительства не приведет к немедленному возникновению фискальных рисков. Это связано с небольшим размером совокупного госдолга России – немногим более 20% ВВП. При этом процентные расходы составляют всего 2,5-2,6% доходов консолидированного бюджета. Кроме того, опыт, связанный с уже введенными ограничениями в отношении выпусков суверенного долга, позволяет предположить, что инвесторы не из США смогут беспрепятственно покупать подобные ценные бумаги на российском первичном рынке. Кроме того, российские суверенные облигации не были исключены из международных индексов облигаций. Если после введения новых санкций ситуация не изменится, их негативное влияние на профиль госдолга, скорее всего, будет умеренным.
Риски, связанные с ускоренной продажей правительственных облигаций нерезидентами и обусловленным этим давлением на платёжный баланс, как нам представляется, невысоки.
В первую очередь это связано с тем, что новые санкции не запрещают финансовым институтам США участвовать в операциях с гособлигациями на вторичном рынке. Даже если часть резидентов решат продать принадлежащие им облигации, это не окажет столь существенного негативного влияния, поскольку в настоящее время Россия менее уязвима для внешних факторов, чем ранее. Сальдо текущих операций стабильно находится в профиците, в стране действует режим плавающего валютного курса, в то время как экономика является внешним нетто-кредитором. После некоторого оттока капитала в начале года на фоне роста геополитической напряженности совокупный объем рублевых суверенных облигаций, держателями которых являются нерезиденты, составил около 3 трлн руб. (около 40 млрд долл.) – это соответствует лишь десятой доле доступных резервов Центрального банка Российской Федерации, которые составляют более 410 млрд долл (без учета средств фонда национального благосостояния).
Тем не менее новые санкции свидетельствуют о том, что политическая напряженность в отношениях России и США возрастает, обусловливая риск введения более жестких санкций в будущем.
Сроки введения и характер дополнительных санкций сложно предсказать, однако формулировка исполнительного указа президента Байдена о введении новых санкций позволяет предположить, что существует вероятность не только введения последующих санкций, но и того, что эти санкции будут более жёсткими и будут введены быстрее. Помимо новых санкций также сохраняется возможность введения ограничений в рамках закона США "О контроле над химическим и биологическим оружием и запрете их военного использования" – уже в начале июня 2021 г.
В рамках некоторых сценариев мы полагаем, что более жёсткие санкции могут оказать давление на суверенные рейтинги РФ.
Негативное влияние на макроэкономическую стабильность и кредитоспособность суверенного правительства может быть более выраженным, если США введут санкции в отношении российского суверенного долга на вторичном рынке и в отношении российских системно значимых финансовых институтов (путём ограничения доступа к долларовым корреспондентским счетам) или наложат более жёсткие санкции на крупные российские энергетические компании. Негативное влияние проявится ещё в большей степени, если новые санкции обусловят снижение доверия резидентов, что, в свою очередь, приведет к ускоренной конвертации накоплений в иностранную валюту и (или) изъятию депозитов из банковской системы. Кроме того, постоянный риск введения более жестких санкций, даже в отсутствие его реализации, может привести к сокращению инвестиций в активы российского государственного и частного секторов, ослабить темпы восстановления экономики и ухудшить долгосрочные перспективы экономического роста. В связи с этим мы продолжим наблюдать за развитием ситуации и обновлять наши допущения в отношении макроэкономического и рейтингового сценариев для России. Источник: Пресс-релиз
|
|