Обычно, после окончания экономического кризиса, экономики стран, которых этот кризис затронул, растут особенно бурно. Этот рост очень хорошо виден по росту валового внутреннего продукта (ВВП). Но этот очень популярный во всём мире индикатор сильно запаздывает. Для того, чтобы более оперативно отслеживать рост или падение экономики, существуют так называемые опережающие индикаторы. Одним из таких индикаторов является индекс PMI (Purchasing Managers Index – индекс деловой активности). Индексы PMI рассчитываются для двух секторов экономики: для обрабатывающей промышленности (PMI manufacturing) и для услуг (PMI services).
Так вот, поведение индекса PMI manufacturing у развитых стран и у развивающихся стран сильно различается в последнее время. В развитых странах индекс бурно растёт в полном соответствии с устоявшейся практикой (смотри графики
"Индекс PMI Manufacturing США" и
"Индекс PMI Manufacturing стран Евросоюза"). В США этот индекс приближается к 65 пунктам. Последний раз столь же высоко индекс забирался в 1983 году. Почти 40 лет назад. В самой промышленно развитой стране Евросоюза (Германия) этот индекс даже превысил 66 пунктов. В остальных промышленно развитых странах Евросоюза индекс подбирается к 60 пунктам. Налицо бурный рост.
А вот в России экономика растёт как-то не очень неуверенно (смотри график
"Индекс PMI Manufacturing России"). Почти и не растёт даже. Но если вдруг кто-то думает, что причина столь странной стагнации кроется в некоем особенном пути нашей страны, которая всегда идёт своим путём, тот ошибается. Рост экономик остальных стран БРИК также не поражает воображение (смотри график
"Индекс PMI Manufacturing стран БРИК"). Бразилия было дёрнулась, но быстро захлебнулась.
Эффект низкой базы здесь не при чём. Экономики всех стран мира в 2020 году рухнули в пропасть. Что бы всё это могло означать? Не к добру это.