Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков в феврале 2021 года в интервью Bloomberg заявил: "Нам нужно отгородить себя от финансовой и экономической системы США, чтобы устранить зависимость от этого ядовитого источника постоянных враждебных действий. Нам нужно сократить роль доллара в любых операциях".
Как следует относиться к данному высказыванию высокопоставленного чиновника простому гражданину РФ с точки зрения сбережения своих накоплений? Никак. Ветер – дует, огонь – горит, дождь – идёт. Ну, а чиновник что-то говорит. Есть основания полагать, что товарищ Рябков в данном случае играет роль "злого" следователя во взаимоотношениях с США.
Ну, а теперь перейдём к опровержению слухов. Только факты.
Различные российские чиновники самого всевозможного уровня в разное время неоднократно говорили о необходимости отказа от доллара. Вот лишь несколько примеров подобных высказываний только за последние годы:
Президент России Владимир Путин в сентябре 2018 года заявил: "С учётом того, с чем мы сталкиваемся при расчётах в долларах, у большего и большего количества стран возникает желание торговать в национальных валютах".
Банка России Эльвира Набиуллина в сентябре 2018 года на лекции в "Международном валютном фонде" (МВФ) заявила: "Мы стараемся предпринимать дополнительные специальные меры, чтобы стимулировать банки к дедолларизации".
Заместитель министра финансов Алексей Моисеев в сентябре 2018 года заявил: "Понятно, что не предполагается запрет на абсолютное хождение доллара. Таких вещей никто не поддерживает… Речь идет исключительно о том, что доллар не должен быть элементом нашего обычного делового оборота".
Бывший министр экономики Максим Орешкин в октябре 2019 года заявил: "Мы хотим [иметь возможность осуществлять сделки по продаже нефти и газа] в рублях в какой-то момент".
Министр иностранных дел России Сергей Лавров в январе 2020 года в интервью газете The Times of India заявил: "Одно из приоритетных направлений – расширение расчётов в национальных валютах. Уход от привязки к доллару во взаиморасчётах рассматриваем в качестве объективной реакции на непредсказуемость экономической политики США и откровенное злоупотребление Вашингтоном статусом доллара как мировой резервной валюты".
Заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин в декабре 2020 года заявил: "Активное использование режима санкций в последние годы, которое осуществлялось администрацией США, серьёзно подрывает ценность доллара США как надёжного средства сбережения и средства оплаты". И добавил, что с годами это приведет к сокращению использования доллара: "И это то, чему Россия много лет уделяет большое внимание".
Председатель Совета федерации Валентина Матвиенко в марте 2021 года в интервью "РИА Новости" заявила: "Доллар, естественно, никуда не исчезнет, он есть и будет в обращении, но снижать зависимость нашей экономики от какой-то одной валюты, безусловно, надо, что и делается".
А теперь давайте проверим, как все эти заявления реализуются на практике.
Посмотрим на
"структуру золотовалютных резервов (ЗВР) Банка России в иностранных валютах и золоте". Мы видим, что ЦБ действительно снижает долю доллара в своих золотовалютных резервах. Но делает это не последовательно, хаотично и скачками. Резко обвалилась доля долларов в 2018 году. С 45,8% в конце 2017 года до 21,8% в середине 2018 года. Тогда, напомню, по рынку поползли слухи о возможном введении против России более жёстких санкций, связанных с конфискацией наших золотовалютных резервов. Казалось бы, в подобных условиях надо продолжать постепенно снижать долю доллара до нуля, раз мы можем полностью потерять доступ к нашим долларам. Но нет. Более того, доля доллара дальше немного подросла. Точно также, как это произошло в 2014-2015 годах после первой волны санкций.
Посмотрим также на
"долю долларов в "Фонде национального благосостояния". Мы видим, что доля долларов в ФНБ, точно также как и в ЗВР, изменяется хаотично и скачкообразно. То вверх, то вниз. Хотя общее направление движения вниз всё же наблюдается. Если в начале 2009 года доля долларов в ФНБ составляла 44,2%, то в конце 2020 года уже менее 28%.
Что из представленных выше фактов следует? Государство российское действительно хочет избавиться от долларов. Очень хочет. Но не может. В мире за десятилетия после Бреттон-Вудской конференции 1944 года сложилась слишком сильная привязка самых разных экономических процессов к доллару. Настолько сильная, что отвязаться от доллара в ближайшие, не только годы, но и десятилетия, не получится не только нашей стране, но и всему остальному миру. В последние годы многие страны говорят о необходимости снизить свою зависимость от доллара же, но воз и ныне там.
Вот лишь несколько фактов:
По данным CLS Bank International и ЕЦБ,
"доля доллара в международных расчётах" была практически неизменна на протяжении 2012-2020 годов, и составляла 45-46%.
По данным BIS и ЕЦБ,
"доля доллара в непогашенных долговых ценных бумагах", после плавного снижения в 1999-2005 годах (с примерно 50% до примерно 45%), начала серьёзно расти, и к 2019 году доросла до примерно 64%.
По данным Dealogic и ЕЦБ,
"доля доллара в выпускаемых долговых ценных бумагах" после снижения в 1999-2007 годах (с примерно 62% до примерно 38%) очень быстро восстановилась до прежних 60% к 2009 году, после чего колебалась в диапазоне 59-67%.
По данным BIS и ЕЦБ,
"Доля доллара в непогашенных кредитах" весь период с 1999 года по 2019 год плавно изменялась в широком диапазоне 49-64%.
По данным BIS и ЕЦБ,
"Доля доллара в непогашенных депозитах" после снижения в 1999-2003 годах (с примерно 66% до примерно 51%), дальше плавно изменялась в диапазоне 51-59%.
Таким образом, во всём остальным мире доллар, как был основным средством сбережения и средством оплаты 20 лет назад, так, за редким исключением, и остался таковым в настоящее время. Ощутимо снизилась лишь доля доллара в валютных резервах. Скорее всего, в рамках диверсификации портфелей, дабы не складывать все яйца в одну корзину. Всё. Судя по представленным графикам, надёжность доллара в глазах всего остального мира пока никак не изменилась.