Известно, что на фондовом рынке правят всего две эмоции – жадность и страх. Когда побеждает жадность – рынки растут. Когда побеждает страх – рынки падают. Периодически одна из этих эмоций овладевает подавляющим количеством участников рынка. Овладевает, и длительное время не отпускает. Более того, в такие периоды сила преобладающей эмоции зашкаливает. Если зашкаливает жадность – на фондовом рынке надувается пузырь.
Также на фондовом рынке известно, что деревья не растут до небес. Деревья – это иносказательно акции. Рано или поздно любой пузырь сдувается. Нет, неправильно. Ибо пузырь никогда ранее в истории не сдувался медленно и постепенно. Он всегда быстро лопался. Лопался катастрофически быстро по сравнению со скоростью надувания. Поведение пузырей на фондовом рынке напоминает поведение воздушных шариков. Медленно надуваются, и быстро лопаются.
Три месяца назад, в декабре 2020 года, циклически скорректированный коэффициент P/E (Cyclically Adjusted PE – CAPE) для американских компаний, входящих в индекс S&P 500, достиг уровня 33,76 пунктов. Тем самым, превысив значение, достигнутое перед самым началом "Великой депрессии", накануне краха фондового рынка в 1929 году (смотри статью
"Индекс Shiller PE Ratio превысил уровень 1929 года. Американский фондовый рынок сильно перегрет").
С тех пор ситуация стала ещё хуже. В том смысле, что этот коэффициент продолжил свой фантастический рост. На 1 марта 2021 года он стал равен 35,05 (смотри график
"Shiller Cyclically Adjusted PE Ratio for S&P 500").
Почему P/E растёт? Чтобы это понять, надо знать, что такое "Р", и что такое "Е"? Это "price/net income", или "price/earnings ratio", или "цена/чистая прибыль". В числителе – цена одной акции; в знаменателе – чистая прибыль за один год, приходящаяся на одну акцию. Ну, а дальше чистая математика. Дробь растёт в случае роста числителя и/или падения знаменателя.
Смотрим на график, на котором одна кривая обозначает цену, а вторая – прибыль (смотри график
"Real S&P: composite stock price index and composite earnings"). И мы видим, что цена акций растёт, а прибыль на акцию падает.
Но ведь такое поведение участников фондового рынка абсолютно не правильно. И в обычных условиях не происходит роста цены акции при падении прибыли компании. Такое иррациональное поведение игроков фондового рынка происходит только в случае полной и сокрушительной победы жадности над страхом. Когда на возможные риски почти никто не обращает внимания. Когда толпы частных инвесторов пытаются вскочить в последний вагон уходящего поезда, чтобы заработать пару дополнительных баксов на росте чего угодно. Абсолютно не важно чего. Пусть даже это будет убыточная и загибающаяся GameStop. Такое происходит во время надувания пузыря. На последнем его этапе. В самом конце логистической кривой.
Хотя всё уже понятно, для очистки совести можно также посмотреть на поведение значений P/E индекса S&P500 без циклической коррекции (смотри график
"P/E ratio по индексу S&P500"). На начало марта 2021 года значение P/E равно 39,55. Мы видим всё то же самое. Во всей истории американского фондового рынка данный мультипликатор имел более высокие значения лишь дважды – в 2002 году (после краха пузыря доткомов) и в 2009 году (после предыдущего мирового экономического кризиса). После кризиса 1998 года P/E не поднимался выше 34. А во времена "Великой депрессии" P/E не доходил даже до 30. Как и после любого другого кризиса в двадцатом веке.
Для справки. Среднее арифметическое значений P/E по индексу S&P500 от 1 января 1900 года по настоящее время равно 16,2. Медиана в тех же условиях равна 15,0. Мода – 12,2. Таким образом, рынок сегодня оторвался в 2,5-3,3 раза от своих срединных значений. Не от минимумов, а от сердцевины.
Можно также посмотреть на поведение значений P/S индекса S&P500 (смотри график
"P/S ratio по индексу S&P500"). На начало марта 2021 года значение P/S равно 2,85. К сожалению, история данного мультипликатора ограничивается началом нулевых годов нынешнего века. Это очень мало для полноценной статистики. Но, насколько я помню, исторически считалось нормальным значение P/S ratio в районе единицы. Примерно об этом же свидетельствует так называемый "индикатор Баффета" – отношение совокупной рыночной капитализации всех акций США к ВВП США. Нейтральным этот индикатор является при значении, равном единице.
Выше представлены основные признаки надувания гигантского спекулятивного пузыря на американском фондовом рынке. Но не единственные. Ещё больше таких признаков можно почитать по
"ссылке". Американский фондовый рынок (а следом за ним и все остальные) всё больше отрывается от реальности. Жадность побеждает страх. Пока побеждает. Но так будет не всегда. Значит ли это, что всех нас уже завтра ждёт обвал, сначала американского, а потом и всех остальных фондовых рынков? Вовсе нет. Период эйфории пузырей доткомов является наглядным тому примером. Рынки в перегретом состоянии могут расти достаточно долго. Однако обвал, в конечном итоге, неизбежен.