"Индекс PMI Manufacturing России" в феврале 2021 года составил 51,5 баллов, что выше на 0,6 пункта по сравнению с январским показателем (50,9), сообщила IHS Markit.
Февральские данные PMI указали на второе подряд улучшение деловой конъюнктуры в обрабатывающих отраслях России. Общий рост был поддержан более быстрым увеличением объёмов производства и новых заказов на фоне более высокого клиентского спроса. Однако экспорт продолжал сокращаться из-за сложных условий внешнего спроса. Основной индекс был поддержан максимальным ростом занятости за последние два года. Деловые ожидания также укрепились в феврале и вернулись к уровням, которые в последний раз наблюдались перед пандемией коронавирусной болезни 2019 года (Covid-19).
Между тем давление на цепочки поставок заметно усилилось, что привело к ускорению темпов инфляции производственных затрат. Компании смогли частично передать клиентам более высокие цены на сырье за счёт самого быстрого увеличения отпускных цен за шесть лет.
Общему улучшению способствовал более быстрый рост объёмов производства в середине первого квартала. Устойчивый рост был самым резким с августа прошлого года, и во многом связан с усилением спроса.
В то же время приток новых заказов увеличился, и темпы роста были максимальными с августа 2020 года. Помимо увеличения потребительского спроса, участники исследования отметили, что привлечение новых клиентов помогло увеличить продажи. В отличие от тенденции общего количества новых заказов, объёмы новых экспортных заказов в феврале снова упали. Темпы снижения замедлились по сравнению с январскими, но, тем не менее, в целом были стабильными.
Также увеличению показателя PMI способствовало заметное ухудшение показателей работы поставщиков, которое было самым значительным с мая 2020 года. Более длительные сроки поставок сырья и материалов обычно объяснялись задержками транспортировки и нехваткой поставщиков.
Из-за нехватки производственных мощностей у поставщиков в феврале существенно возросло бремя расходов. Темпы инфляции закупочных цен были одними из самых высоких с февраля 2015 года. Тем не менее, производственные компании смогли переложить часть своих более высоких затрат на клиентов за счёт заметного роста отпускных цен. Темпы инфляции цен на выпускаемую продукцию ускорились до самых высоких за шесть лет.
В связи с удлинением сроков поставок производители использовали свои существующие запасы в производстве. Запасы, как сырьевые, так и готовой продукции продолжали сокращаться. Причём первые падали самыми быстрыми темпами за три месяца. Однако закупочная активность повысилась впервые с августа 2020 года, поскольку компании стремились удовлетворить более высокие производственные потребности.
Между тем темпы создания рабочих мест ускорились, и были самыми высокими с декабря 2018 года. Хотя объёмы незавершённых работ продолжали сокращаться, темпы сокращения были самыми низкими с сентября прошлого года.
В заключение, деловые ожидания производственных компаний в феврале остались оптимистичными. Уровень позитивных настроений повысился до самого сильного с января 2020 года. Как сообщается, оптимизм в отношении увеличения объёмов производства в предстоящем году связан с надеждами на прекращение пандемии Covid-19.
Экономист компании IHS Markit Шиан Джонс отметила: "Российские производственные компании вновь указали на многообещающий старт 2021 года, поскольку деловая конъюнктура улучшилась второй месяц подряд. Рост производства и новых заказов ускорился, несмотря на сложные условия внешнего спроса.
И снова сбои в цепочке поставок были особенно очевидны, поскольку сроки выполнения заказов в наибольшей степени увеличились с мая 2020 года. Дефицит поставщиков и рост транспортных расходов заметно подняли цены на сырье. Однако компании имели возможность отреагировать самым быстрым ростом отпускных цен за шесть лет.
Деловые ожидания в отношении предстоящего года также укрепились. Согласно нашему текущему прогнозу, промышленное производство вырастет на 4,1% в 2021 году, поскольку сектор пытается оправиться от спада 2020 года".