На этот раз привычная уже брошка у председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной оказалась настолько малюсенькой, что её разглядели далеко не сразу. Тем не менее, она вновь была. И это постоянство радует. Ибо в каждом председателе ЦБ должна быть какая-то загадка, над которой пусть ломает свои головы заинтересованная общественность.
Итак, на этот раз брошка была в виде точки. Ныне разгадать ребус Эльвиры Сахипзадовны будет не очень сложно. В процессе смягчения денежно-кредитной политики, выраженной в виде снижения ключевой ставки, регулятором поставлена точка. Ключевая ставка больше снижаться не будет.
"Мы считаем потенциал для смягчения денежно-кредитной политики исчерпан", – заявила Эльвира Набиуллина после заседания совета директоров Банка России, который решил оставить ключевую ставку на прежнем уровне 4,25%.
Телеграм-канал "Бла-бла-номика" собрал несколько цитат главы ЦБ, по которым можно понять, как менялось отношение регулятора к возможности ещё немного снизить ключевую ставку: "В целом мы полагаем, что еще может оставаться пространство для смягчения денежно-кредитной политики" (24 июля 2020 года); "Мы по-прежнему видим пространство для снижения ключевой ставки" (23 октября 2020 года); "Что касается вероятности дальнейшего снижения ставки. Мы продолжаем говорить про пространство, хотя не так утвердительно, как раньше, наверное. Нам действительно нужно будет оценить, есть ли такой потенциал" (18 декабря 2020 года). Всё это время ставка оставалась на уровне 4,25%. Видно, что энтузиазм Банка России по поводу возможного снижения ставки постепенно ослабевал.
Следует отметить, что Банк России не пошёл на поводу у "Международного валютного фонда" (МВФ), который рекомендовал
в ближайшее время снизить ключевую ставку еще на 0,5 процентных пункта. Это было очень правильное решение. Потому что после снижения ставки совсем немного погодя пришлось бы обратно повышать ключевую ставку. Может быть, даже повышать на большую величину, чем она была снижена.
Какая в таких шараханьях логика, и есть ли она вообще? Или, может быть, целью МВФ было всеми возможными способами посильнее раскачать лодку российской экономики?
Отказ снизить ключевую ставку логичен хотя бы потому, что уже сейчас ключевая ставка стала отрицательной в реальном выражении (смотри график
"Ключевая ставка с поправкой на инфляцию").