"Индекс PMI Manufacturing России" в январе 2021 года составил 50,9 баллов, что выше на 1,2 пункта по сравнению с декабрьским показателем (49,7), сообщила IHS Markit.
Также январское значение выше на 0,9 пункта по сравнению с уровнем, отделяющим рост от рецессии (50 пунктов). Такое происходит впервые за последние 5 месяцев. Пока нельзя исключать того, что это был лишь разовый приступ оптимизма, как это случилось в августе 2020 года.
Результаты январского исследования PMI указали на возобновление улучшения деловой конъюнктуры в обрабатывающих отраслях России. Общий рост стал максимальным с августа прошлого года, поскольку произошло возобновление роста как объемов производства, так и новых заказов. Так же на увеличение основного показателя повлияло дальнейшее удлинение сроков поставок. В результате ценовое давление осталось существенным - многие компании пытались частично переложить увеличение затрат на клиентов.
Обнадеживает то, что компании увеличили штат сотрудников самыми высокими темпами с марта 2019 года. Однако деловые ожидания несколько снизилось с декабря на фоне опасений относительно продолжающейся пандемии.
Производительность в начале 2021 года выросла впервые с сентября прошлого года. Возобновление роста производства часто было связано с более сильным клиентским спросом и ростом новых заказов.
Данные за январь свидетельствуют о возобновлении роста новых заказов у российских производителей, при этом некоторые компании сообщали, что заказы, ранее отложенные клиентами из-за пандемии, были утверждены. Хотя в целом незначительные, темпы роста были самыми высокими с августа 2020 года. Напротив, новые экспортные заказы сократились заметно и максимальными темпами с мая прошлого года.
Вслед за возросшими производственными потребностями производители товаров зарегистрировали возобновление роста занятости, что положило конец 17-месячной последовательности увольнений. Темпы создания рабочих мест были одними из самых высоких за последние два года. В результате компании смогли завершить ранее полученные заказы в течение января. Уровень невыполненных заказов существенно снизился, хотя и самыми медленными темпами за четыре месяца.
Между тем сбои в цепочке поставок в январе усугубились. Сроки выполнения заказов увеличились в наибольшей степени с мая прошлого года, и компании связывали это с транспортными задержками и нехваткой сырья у поставщиков.
Как следствие производители зарегистрировали еще один заметный ежемесячный рост производственных затрат в начале 2021 года. Хотя темпы инфляции закупочных цен замедлились по сравнению с декабрем, они были одними из максимальных за шесть лет.
Средние отпускные цены в январе продолжали расти, поскольку компании стремились компенсировать повышение цен поставщиков. Уровень инфляции отпускных цен был высоким и стал вторым по величине с февраля 2019 года.
Некоторые производители отреагировали на значительное повышение цен поставщиков сокращением закупок в январе. Другие сообщали, что запасы использовались для поддержки текущих графиков производства. Одновременно остатки готовой продукции также упали, поскольку компании продавали товары со склада с целью своевременного выполнения заказов.
В заключение, деловые ожидания в январе остались оптимистичными. По сообщениям, оптимизм был вызван более высоким спросом со стороны клиентов и надеждами на прекращение пандемии коронавирусного заболевания 2019 года (COVID-19). При этом уровень позитивных настроений снизился по сравнению с декабрем и оказался ниже среднего уровня в этой серии.
Экономист компании IHS Markit Шиан Джонс отметила: "Данные за январь указали на первое улучшении деловой конъюнктуры в российских обрабатывающих отраслях с августа прошлого года на фоне возобновления роста объемов производства и новых заказов. Однако пандемия COVID-19 продолжала оказывать давление на внешний спрос, поскольку экспорт заметно упал.
Обнадеживает тот факт, что увеличение притока новых заказов и ожидания устойчивого роста производства в предстоящем году привели к тому, что компании впервые с июля 2019 года увеличили занятость.
Сбои в цепочке поставок снова привели к росту цен на сырье, поскольку нехватка сырья оказывала давление на возможности поставщиков. Тем не менее, общая инфляция затрат в производственном секторе снизилась в начале года, что соответствует прогнозам Центрального Банка России, предполагающим ослабление инфляционного давления по мере продвижения к 2021 году".