Принято считать, что активное очищение российского банковского рынка от слабых, больных и мошеннических банков началось с приходом в ЦБ в июне 2013 года Эльвиры Набиуллиной. Давайте подведём некоторые предварительные итоги этому процессу.
На 1 июля 2013 года в России насчитывалось 894 банка. По состоянию на 1 декабря 2020 года их осталось 371 штука. Таким образом, потери составили 523 банка. Это 58,5% от исходного числа. Особо массовое "оздоровление" происходило в течение 2015-2016 годов, когда в мир иной ушли 102 и 106 банков соответственно (смотри график
"Количество умерших банков"). Судя по представленному графику, прошедший 2020 год имеет шанс стать одним из самых вегетарианских годов за прошедшие 16 лет.
Во сколько России обошлось это оздоровление банковского рынка от сирых и убогих?
Суммарный собственный капитал российской банковской системы на 1 июля 2013 года был равен 6,086 трлн рублей. На долю шести государственных банков ("Сбербанк", ВТБ, "Газпромбанк", "Россельхозбанк", ВТБ24, "Банк Москвы") тогда приходилось 3,392 трлн рублей. Соответственно, на все остальные банки тогда приходилось 2,694 трлн рублей капитала.
Суммарный собственный капитал российской банковской системы на 1 июля 2020 года был равен 10,3 трлн рублей. На долю тех же государственных банков ("Сбербанк", ВТБ, "Газпромбанк", "Россельхозбанк") сейчас приходится 7,537 трлн рублей. Соответственно, на все остальные банки сейчас приходится 2,763 трлн рублей капитала.
Получается, что за семь лет негосударственный российский банковский капитал почти не изменился. Был чуть менее 2,7 трлн рублей семь лет назад, стал чуть более 2,7 трлн рублей сейчас. В последнюю цифру входит капитал банков, бывших ранее частными ("Автовазбанк", "Бинбанк", МИнБ, "Открытие", "Промсвязьбанк", "Рост-банк", "Траст"), и ставшими государственными в результате спасения от банкротства.
А теперь посмотрим на разные оценки расходов на спасение российской банковской системы от банкротства, что были понесены, начиная с 2013 года.
Заместитель председателя ЦБ Василий Поздышев в августе 2019 года оценил невозвратные потери регулятора в сумму от 750 млрд рублей до 1,4 трлн рублей, потраченных на санации банков только по новому механизму. Не считая прежних потерь.
Директор департамента финансового оздоровления Банка России Александр Жданов в сентябре 2020 года в интервью "Интерфакту" оценил чистые затраты на спасение и лечение российской банковской системы в следующих цифрах: "На ликвидность санируемых банков по новому механизму санации в общей сложности было выдано около 2,9 трлн рублей, из которых уже погашено 1,2 трлн рублей. Оставшиеся средства (менее 1,7 трлн рублей) сейчас в основном сосредоточены в банке непрофильных активов – "Трасте", небольшой объём остается у "Московского индустриального банка" (МИнБанка)… Объём средств, направленных в капитал банков, санируемых с участием Банка России, составляет 941 млрд рублей… Текущая задолженность по кредитной схеме по механизму санации с участием АСВ составляет менее 1,1 трлн рублей". Итого получается примерно 3,7 трлн рублей (1,7 + 0,9 + 1,1).
Международное рейтинговое агентство Fitch по состоянию не позднее марта 2019 года оценивало расходы ЦБ на расчистку банковского сектора в сумму 74 млрд долларов. В эту цифру входят следующие расходы. Около 28 млрд долларов на санацию банков с использованием "Фонда консолидации банковского сектора" (ФКБС) – "ФК Открытие", Бинбанка, "Промсвязьбанка" и других более мелких (всего восемь). Примерно 29 млрд долларов по выплатам вкладчикам лишившихся лицензии банков – как нежизнеспособных, так и занимавшихся противоправной деятельностью (вывод активов, отмывание). Более 17 млрд долларов на рекапитализацию санируемых банков с помощью кредитов ЦБ через "Агентство страхования вкладов" (АСВ).
Тогда ещё старший аналитик Fitch Александр Данилов отмечал, что при расчетах Fitch использовало текущий курс доллара. Если же брать исторический, то расходы на расчистку банковского сектора превысили 100 млрд долларов. То есть, итоговая цифра находится между 74 млрд долларов и 100 млрд долларов. В пересчёте на рубли по текущему курсу получим от 5,5 трлн рублей до 7,3 трлн рублей.
Итак, что же получается? Чтобы спасти от банкротства никак не более 2,5 трлн рублей банковского капитала образца 2013 года, наша страна в лице ЦБ и АСВ потратила от 3,8 трлн рублей до 7,3 трлн рублей. В 1,5-3 раза больше. Какой-то очень странный бизнес получается. Крайне неэффективный.
Неизбежно возникают классические русские вопросы – "Кто виноват?" и "Что делать?". Вопросы к главе ЦБ, разумеется. Потому что именно руководитель отвечает за всё. За подбор кадров. За расстановку кадров. За стратегию и тактику. За общее руководство. За всё.