Банк России по-разному решал вопрос очищения российского банковского рынка от нежизнеспособных банков.
Маленький банк С мелкими банками регулятор не церемонился. Отзыв лицензии, и точка.
Средний банк Другое дело – средние банки. В этом случае, как говорится, возможны варианты. Если в таком банке хранятся деньги очень уважаемых людей – тогда он, как правило, спасается от банкротства. Но так бывает не всегда. Банк "Пересвет" спасли, а "Внешпромбанк" нет. Если же среди просителей за такой банк совсем нет уважаемых людей – смотри ситуацию с маленьким банком.
Крупный банк И совсем иное дело – крупные банки. До сих пор такие банки спасали всегда. Во избежание возможного эффекта домино, когда за одним банком падает другой, третий, десятый, сотый. А потом наступает полный коллапс всей банковской системы и длительные банковские каникулы. И пока длятся банковские каникулы – постепенно разрушается вся остальная экономика. Чтобы такого не произошло, в 2017 году Банк России спас от банкротства три банка из четырёх, составлявших так называемое "Московское кольцо", или
"БОМП".
Хорошо – спасли. Разобрались с просроченными кредитами. Почистили баланс. Привели в порядок отчётность. Удалили из руководства неправильных людей, поставили правильных. Дальше что? Дальше, по идее, надо приватизировать банк, продавать его частному инвестору или группе инвесторов.
Однако, похоже, что Банк России столкнулся с неразрешимой проблемой. Таких инвесторов, желающих прикупить какой-нибудь российский банк, давно уже днём с огнём не сыскать. Ни в России, ни за рубежом. Иностранцы, наоборот, после 2008 года стремятся избавиться от своих российских банков. На сегодня зафиксировано уже
"35 (тридцать пять) случаев ухода иностранных инвесторов из российских банков".
Что остаётся делать бедному регулятору? Вариантов немного. Наверное, всего два.
Можно постоянно откладывать продажу спасённого от банкротства банка. Так, например, происходит с
"банком "Открытие", чья продажа постоянно откладывается". Возможно, банк "Открытие" просто слишком большой, и его действительно трудно продать. Внутри России ни у кого нет столько денег. Снаружи России никому российский банк не интересен.
Можно постепенно укрупнять спасённые от банкротства банки, присоединяя один к другому. Так, например, сначала
"Промсвязьбанк" покупает "Роскосмосбанк". Потом
"Московский индустриальный банк" планируют присоединить к "Промсвязьбанку". Все три указанных банка в разное время были спасены от банкротства регулятором. Если так пойдёт и дальше, то, рано или поздно, "Промсвязьбанк" станет таким же большим, как "Открытие". И его точно также будет очень трудно продать. Впрочем, государство российское пока о продаже "Промсвязьбанка" даже не задумывается. Кто-то же должен финансировать оборонку, не боясь получить за это западные санкции.
Итак, Банк России использует различные варианты для того, чтобы избежать приватизации спасенных ранее от банкротства банков прямо сейчас. Точнее, чтобы избежать провала такой приватизации. Тем самым, Банк России фактически признаёт невозможность приватизации.
Наверное, регулятору сейчас кажется, что подобная приватизация невозможна из-за неких краткосрочных неблагоприятных внешних факторов. Которые рано или поздно должны исчезнуть. И тогда то же "Открытие" продать получится. Ну, смотря какие временные горизонты мы рассматриваем. Мне жаль огорчать регулятора, но если там думают о двух-трёх годах, то это слишком маленький срок. Неблагоприятные внешние факторы за такой срок никуда не денутся. Разве что сбудется прогноз профессора Соловья о неких "Личных обстоятельствах непреодолимой силы"…