"Индекс PMI Manufacturing России" в ноябре 2020 года составил 46,3 баллов, что меньше на 0,6 пункта по сравнению с сентябрьским показателем (46,9), сообщила IHS Markit.
Ноябрьские данные указали на очередное ежемесячное ухудшение деловой конъюнктуры в российских обрабатывающих отраслях. Общее падение в основном было связано со слабым клиентским спросом и более быстрым сокращением объемов производства. Между тем компании стремительно сокращали количество рабочих мест в силу дальнейшего падения незавершенных заказов.
На ценовом фронте, производственные затраты заметно выросли, поскольку нехватка поставщиков и более высокие транспортные расходы привели к росту закупочных цен. В результате компании стремились частично переложить более высокие расходы на клиентов, что привело к самому быстрому росту отпускных цен с февраля 2019 года.
Общее сокращение было вызвано более слабым спросом, так как новые заказы упали самыми высокими темпами за шесть месяцев. Компании сообщали, что спрос снизился из-за продолжающихся ограничений COVID-19. Однако последнее снижение в основном было обусловлено внутренним спросом, поскольку новые экспортные заказы росли максимальными темпами с декабря 2018 года.
В связи с сокращением притока новых заказов компании отметили более резкое падение объемов производства, которое было самым резким с мая, но гораздо медленнее, чем исторические минимумы, наблюдавшиеся в разгар пандемии.
Сообщалось, что снижение производственных потребностей привело к дальнейшему сокращению рабочих мест в ноябре, поскольку давление на производственные мощности ослабло. Темпы сокращения рабочих мест в целом были высокими и максимальными за четыре месяца. Сокращение занятости также было связано с падением объемов незавершенных заказов. Компании имели возможность завершить ранее поступившие заказы на фоне ослабления клиентского спроса.
Между тем в ноябре инфляционное давление заметно усилилось. Темпы увеличения ценовой нагрузки были заметными и самыми резкими с февраля 2015 года. Более высокие закупочные цены обычно были связаны с нехваткой сырья у поставщиков и неблагоприятными колебаниями обменного курса. Однако компании по-прежнему имели возможность частично переложить возросшие расходы на клиентов. Темпы инфляции отпускных цен были самыми высокими с февраля 2019 года.
Сбои в цепочке поставок продолжали приводить к дальнейшим задержкам в ноябре, поскольку проблемы с транспортировкой усугублялись пограничными ограничениями COVID-19. При этом производители резко сократили объем закупок на фоне снижения клиентского спроса. Запасы также были оптимизированы по всему производственному сектору, хотя темпы сокращения запасов до и после производства замедлились с октября.
В заключение, деловые ожидания немного повысились в ноябре, компании выражали надежду на возврат к более существенному спросу в следующем году. Степень оптимизма все еще была ниже средней по серии, поскольку глобальный экономический спад и пандемия оказали давление на настроения в деловых кругах.
Экономист компании IHS Markit Шиан Джонс отметила: "Компании российских обрабатывающих отраслей сообщили об ускорении падения объемов производства и новых заказов в ноябре, поскольку пандемия COVID-19 снова оказала значительное влияние на спрос. Однако новые экспортные продажи стали проблеском света, поскольку они умеренно выросли.
Проблемы в цепочках поставок оставались очевидными, поскольку нехватка сырья и задержки с транспортировкой увеличивали бремя расходов. Цены на сырье росли самыми высокими темпами за почти шесть лет на фоне увеличения затрат на импортные товары, при этом компании стремились переложить хотя бы часть повышения на клиентов, резко увеличив отпускные цены.
Согласно данным PMI общее сокращение в секторе ускорилось второй месяц подряд, и четвертый квартал вскоре завершит сложный год для производителей. Согласно нашему текущему прогнозу, промышленное производство сократится на 5.1% в 2020 году."