Многие авторы странным образом возбудились прогнозом рейтингового агентства "Эксперт РА". Исходя из расчётов агентства, в следующие 12 месяцев (с октября 2020 года по октябрь 2021 года) примерно 35 банков будут находиться в зоне повышенного риска. В первую очередь в зоне риска находятся средние и малые московские кэптивные банки и узкоспециализированные игроки. Говоря по-простому – эти 35 мелких и узкоспециализированных банков могут лишиться лицензии.
Сразу пошли панические толкования: "Волна отзывов лицензий", "Активных отзывов лицензий". Насколько такие выводы соответствуют действительности? Давайте просто посмотрим на график, отражающий
"количество ежегодных банковских смертей". И мы увидим, что 35 отозванных лицензий – это очень далеко от рекордных показателей 2015 и 2016 годов. В те года умерло 102 и 106 банков соответственно.
Кто-то может сказать, что надо сравнивать не абсолютные значения умерших банков, а относительные. Потому что каждый год банков становится всё меньше, и 35 смертей от 1 000 банков – это совсем не то же самое, что 35 смертей от 500 банков. Что-ж, давайте посмотрим на соответствующий график
"динамики ежегодных банковских смертей". И в этом случае 35 отозванных лицензий – это очень далеко от рекордных показателей 2016 и 2018 годов. 9,3% против 15,6% и 14,9% соответственно.
Итак, не надо паники. Банк России методично и целенаправленно снижает количество банков в России. О том, что в нашей стране слишком много банков, разные люди в разное время говорили очень много и очень часто. Практика показывает, что уничтожение банков – это планомерная политика Банка России.
Хорошо это или плохо? На этот счёт существуют самые разные точки зрения. Конечно, банк, построивший свой бизнес на незаконных операциях, нужно с рынка убирать. Конечно, нежизнеспособный банк тоже нужно с рынка убирать. Правда, с учётом столь массового падежа банков все последние годы, не может не возникнуть вопрос. Условия, при которых банки в массовом порядке становятся нежизнеспособными, при которых можно хоть как-то выжить можно только с помощью незаконных операций – созданы случайно? Или такие условия созданы специально для очистки банковского рынка от "лишних" банков? Очень важный вопрос, на самом деле.
Почему-то в США в прошлом году было 4 519 банков (по данным The Federal Deposit Insurance Corporation (FDIC) – это аналог российской АСВ), и никто не сетовал на то, что их слишком много. И не намекал прозрачно на то, что неплохо было бы их немного проредить. Это притом, что 839 американских банка вообще существуют без всякой филиальной и офисной сети, в одном единственном экземпляре.
Складывается впечатление, что конечная цель регулятора – прийти к ситуации, как в СССР. Когда было всего пять банков на всю страну. Правильно ли это? Не думаю.