|
11.11.20/20:45 Стратегия развития станкоинструментальной промышленности противоречит идее о том, что падение курса рубля – это "круто"
Месяц назад министр промышленности и торговли России Денис Мантуров в интервью Bloomberg заявил, что падение курса рубля – это "круто". Он тогда считал (возможно, считает до сих пор), что падение курса рубля почти на 20% по отношению к доллару в 2020 году позитивно для российских компаний, которые не зависят от импорта. Такие компании, по его мнению, "сейчас находятся в благоприятном положении".
Примерно в это же время в недрах министерства разрабатывалась "Стратегия развития станкоинструментальной промышленности до 2035 года". На днях она была утверждена правительством.
То, что российское государство озаботилось развитием станкоинструментальной промышленности – это хорошо. Потому что эта отрасль является базовой для всей экономики. Без качественных станков и инструментов невозможно сделать качественный товар. Увы, не будет большим преувеличением, если сказать, что данная отрасль в России в начале 90-х годов прошлого века умерла. Об этом говорится и в стратегии: "В указанный период многие предприятия практически полностью остановили производство, а также разработку новых моделей оборудования". На сегодня доля импорта станкоинструментальной продукции составляет 77%. Объясняется такая ситуация просто: "Российские производители уступают ведущим зарубежным производителям".
В стратегии сказано множество правильных слов. Но есть нюанс, который понят авторами стратегии не правильно. На стр.15 сказано, что для успешного развития отрасли от стадии "Слабое развитие отрасли" до стадии "Интернационализация" необходима… дешевая национальная валюта.
По всей видимости, Денис Мантуров перед интервью Bloomberg ознакомился с текстом стратегии. По всей видимости, именно указанная выше строчка про слабую валюту лучше всего запомнилась Денису Валентиновичу. Потому он и заявил, что низкий курс рубля – это хорошо. Увы, это утверждение не совсем корректно.
Да, низкий курс национальной валюты действительно благоприятно сказывается на конкурентоспособности товаров и услуг страны, на конкурентоспособности её промышленности и сельского хозяйства. Но это происходит только тогда, когда эти самые товары и услуги существуют в природе, когда существуют в природе промышленность, выпускающая эти товары.
Когда же какую-то отрасль нужно поднять с уровня ниже плинтуса, где она находилась несколько десятилетий, низкий курс национальной валюты будет этому мешать. Такой курс будет тормозить создание и развитие конкурентоспособной промышленности, не уступающей лучшим мировым образцам.
Страницей ранее описаны этапы развития отрасли от нуля до мирового лидерства. Россия в области производства станков и инструментов в настоящее время явно находится на самом первом этапе: "Слабое развитие отрасли". Данный этап характеризуется следующими чертами: полная зависимость от импортного оборудования; слабое развитие собственного производства. Для того, чтобы перейти ко второму этапу ("Зарождение отрасли"), необходим: импорт высокотехнологичного оборудования; активный трансфер импортных технологий; локализация производства (создание совместных предприятий с технологическими лидерами); развитие национальных компаний.
Так вот, для второго этапа национальная валюта должна быть дорогой, а не дешёвой. Чтобы как можно дешевле покупать иностранные технологии и высокотехнологичное оборудование. И только после того, как были локализованы (построены с нуля в чистом поле) все необходимые производства внутри страны, можно удешевлять национальную валюту для стимулирования экспорта станков и инструментов.
В настоящее время, по большому счёту, России нечего экспортировать. В стратегии сказано, что экспорт отечественного металлообрабатывающего оборудования в 2019 году составил 28% от всего объёма производства, или 74,3 млн долларов в денежном выражении. Весь экспорт в тот год был равен 419 850,7 млн долларов. То есть, экспорт отечественного металлообрабатывающего оборудования составил всего 0,02% от всего экспорта. Это просто слёзы.
Итак, для реализации стратегии необходимо сначала укрепить рубль и закупить необходимые технологии и оборудование. А уж потом обваливать рубль на те самые 20%. Или больше. А не радоваться уже сейчас обвалу рубля на 20%, как это ошибочно делает министр Денис Мантуров. Иначе к 2035 году реализуется не инновационный сценарий, в котором доля импорта в потреблении станкоинструментальной продукции должна уменьшиться с 77% до 57%. Скорее реализуется консервативный сценарий, при котором доля импорта ещё увеличится с 77% до 79%.
P.S.: Иногда складывается такое впечатление, что в российские министры по объявлению набирают. Источник: Владимир Шевченко, главный редактор FinNews.ru
|
|