"Индекс PMI Manufacturing России" в октябре 2020 года составил 46,9 баллов, что меньше на 2,0 пункта по сравнению с сентябрьским показателем (48,9), сообщила IHS Markit.
Октябрьские данные PMI указали на продолжение ухудшения деловой конъюнктуры в российских обрабатывающих отраслях. Общее снижение было самым быстрым с мая на фоне возобновившегося падения производства и более быстрого сокращения новых заказов. Между тем, резервные мощности сохранились, поскольку компании теряли рабочих. Снижение клиентского спроса повлияло на деловые ожидания - оптимизм упал до пятимесячного минимума.
Что касается цен, темпы инфляции производственных затрат заметно ускорились и достигли максимума с августа 2018 года. Компании смогли частично переложить более высокие затраты на клиентов, несмотря на низкий спрос.
Общее ухудшение деловой конъюнктуры было самым быстрым за пять месяцев. Тем не менее, темпы падения были намного медленнее, чем в апреле.
Более быстрому общему спаду способствовало возобновление падения объемов промышленного производства. Компании обычно связывали это со слабым клиентским спросом и продолжающимся негативным воздействием пандемии коронавирусного заболевания 2019 года (COVID-19). Темпы сокращения были самыми высокими с мая.
Отражая более слабую конъюнктуру спроса, производители отметили дальнейшее сокращение притока новых заказов в октябре. Спад был самым быстрым за пять месяцев, и некоторые компании отметили, что предложений и скидок было недостаточно, чтобы побудить клиентов размещать заказы. Однако снижение в значительной степени было обусловлено внутренними клиентами, поскольку новые экспортные заказы выросли впервые с декабря 2018 года.
В связи с сокращением притока новых заказов деловые ожидания упали до минимального уровня с мая. Неопределенность в отношении пандемии COVID-19 и длительность ограничений по-прежнему имели влияние на оптимизм. В целом компании были уверенны в том, что объемы производства будут увеличиваться в ближайшие 12 месяцев.
В то же время в октябре занятость падала устойчивыми темпами на фоне продолжающихся признаков присутствия производственных мощностей в секторе. Темпы сокращения рабочих мест были выше, чем в среднем по серии, несмотря на замедление по сравнению с сентябрем. Свидетельством наличия избыточных мощностей стало также очередное ежемесячное сокращение незавершенных заказов. Темпы сокращения ускорились до существенных, поскольку сокращение новых заказов позволило компаниям завершить, накопившиеся заказы.
Хотя закупки сырья и материалов в октябре продолжали сокращаться, проблемы с поставками оставались очевидными. Участники исследования зарегистрировали значительное удлинение сроков поставок на фоне нехватки сырья и логистических трудностей, вызванных пандемией.
Нехватка поставщиков способствовала резкому увеличению затрат. Цены на сырье росли заметными темпами, которые были самыми резкими с августа 2018 года. Некоторые респонденты также отметили, что неблагоприятные обменные курсы привели к росту импортных цен.
Однако производители смогли переложить часть увеличившихся затрат на клиентов, поскольку отпускные цены резко выросли. Уровень инфляции цен на выпускаемую продукцию был максимальным с февраля 2019 года.
Запасы продолжали сокращаться, поскольку компании стремились сократить расходы и увеличить производство за счет использования существующих запасов для выполнения новых заказов.
Экономист компании IHS Markit Шиан Джонс отметила: "Российские производители потеряли дальнейший импульс к восстановлению в октябре, поскольку производство и новые заказы сократились. Единственным ярким пятном стал внешний спрос, который вырос впервые с декабря 2018 года.
Слабые условия внутреннего спроса оказали давление на решения о приеме на работу, поскольку места уволенных по собственному желанию не часто восполнялись на фоне растущих свободных мощностей и усилий по сокращению расходов. Однако компании пытались сохранить маржу, поскольку самый быстрый рост цен на сырье с августа 2018 года был встречен резким увеличением отпускных цен.
Согласно нашему последнему прогнозу, производственный сектор России продолжит сокращаться до второго квартала 2021 года, поскольку ожидается, что вызовы внутреннего спроса и сохраняющаяся неопределенность в отношении пандемии будут влиять на восстановление".