Министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью на телеканале "Россия-24" сообщил, что средств "Фонда национального благосостояния" (ФНБ) хватит всего на три года финансирования дефицита федерального бюджета, если все эти три года цена на нефть будет находиться на уровне 20 долларов за баррель.
Формально, на 30 сентября 2020 года в ФНБ находилось 13 733,05 млрд рублей, или 172,34 млрд долларов. Однако, значительная часть этих средств вложена в различные инфраструктурные проекты с огромным сроком окупаемости и в различные ценные бумаги разной степени ценности.
Поэтому, в реальности российские власти могут рассчитывать лишь на 113,8 млрд долларов, или чуть меньше 9 трлн рублей по текущему курсу. Это больше порога в 7% от валового внутреннего продукта (ВВП), который в Минфине считают "безопасным" уровнем. "Это – тот предел, который позволяет нам в пределах трёх лет финансировать расходы при падении цен на нефть до уровня около 20 долларов за баррель", – сказал Антон Силуанов.
Кстати, ещё 19 марта 2020 года министр финансов Антон Силуанов считал, что резервов хватит на гораздо больший срок: " Действительно, цены [на нефть] невысокие. Тем не менее, запасов прочности у нас достаточно, чтобы профинансировать все наши обязательства. И даже не только социальные. При нынешних ценовых пропорциях на нефтяном рынке таких запасов нам хватит, как минимум, на шесть лет".
Правда, тогда и цены на нефть были несколько выше, чем в сегодняшнем прогнозе министра финансов. Напомню, что с первого по девятнадцатое марта цена на нефть сорта Brent колебалась в диапазоне 22,79-52,52 доллара за баррель. В среднем за этот период – 37,6 доллара за баррель.
Из сопоставления слов Антона Силуанова тогда и сейчас получается, что при цене нефти в 38 долларов за баррель средств ФНБ хватит на 6 лет, а при цене в 20 долларов за баррель средств фонда хватит всего на 3 года. Всё сходится? Никаких противоречий нет?
Ну, а теперь перейдём к опровержению слухов. Только факты.
Дефицит федерального бюджета в 2020 году ожидается на уровне 4,5 трлн рублей. Это при том, что средняя цена на нефть за 9 месяцев текущего года составила 40,9 долларов за баррель. Обычная житейская логика подсказывает нам, что, если цена на нефть упадёт в два раза от текущих уровней, то дефицит федерального бюджета неизбежно должен увеличиться от прогнозных значений текущего года. В те же два раза? Ну, зависимость, конечно, не линейная. Может быть, дефицит увеличится всего в полтора раза. А, может быть, и в три раза.
Но, даже если дефицит вырастет всего в полтора раза – это значит, что средств ФНБ хватит не больше, чем на 1,5 года. Полтора года, Карл! Не три, и, тем более, не шесть. Всего полтора.
Увы, к моему глубочайшему сожалению, Антон Силуанов выдаёт желаемое за действительное. Три года – это фантастика. Либо он что-то тщательно скрывает. Пытается успокоить общественность. Убаюкать. Чтобы не нервничали. Чтобы ничего не предпринимали.
Как можно уменьшить дефицит бюджета, чтобы средств ФНБ хватило на три года? Путей всего два. Или сократить расходы бюджета, или увеличить доходы бюджета.
Сокращение расходов на фоне продолжающегося в течение нескольких последних лет сокращения доходов населения неизбежно приведёт к печальным последствиям в виде социальных волнений, которые, в крайнем случае, могут закончиться социальным взрывом и бунтом. Так называемым русским бунтом, бессмысленным и беспощадным.
Доходы же можно легко увеличить, обвалив курс рубля. Тогда все экспортёры заплатят в бюджет гораздо больше рублей.
Наверное, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы угадать, какой именно вариант выберет российская власть. Я не знаю, на каком уровне курса рубля к доллару можно сделать федеральный бюджет бездефицитным при цене на нефть в 20 долларов за баррель. Однако понятно, что прогноз курса рубля в виде
"600 рублей за доллар" уже не кажется слишком фантастичным.
Кстати, по данным The Associated Press, в Иране всего за пять лет курс местной валюты рухнул в 10 раз по отношению к доллару: "Money exchange shops in Tehran sold the U.S. dollar at 315 000 rials on Sunday, compared to what was 32 000 rials to the dollar at the time of Irans 2015 nuclear deal with world powers". Так что, в подобном будущем для рубля также нет ничего невозможного. Теперь вы знаете, что следует делать с рублями.