Обычно считается, что дорого – это синоним слова качественно. Обычно считается, что всё западное заведомо лучше отечественного. Новый логотип "Сбербанка" поколебал уверенность в обоих этих постулатах.
Несколько дней назад "Сбербанк" официально представил свой новый логотип. Новый логотип потребовался банку в связи с его ребрендингом. А ребрендинг потребовался в связи с изменением его самоидентификации. Он считает себя уже не банком, а "целой вселенной сервисов для жизни человека и бизнеса". Вот так, ни много, ни мало. Вселенная сервисов, ранее известная как Сбербанк. Что-то это напоминает. Помните, был в США очень популярный певец, долгое время носивший имя Принс? А потом он переименовал себя в "Артист, ранее известный как Принс". Вот и с крупнейшим российским банком происходит похожая трансформация.
Началась эта трансформация, по собственному признанию банка, достаточно давно, несколько лет назад. Процесс разработки нового бренда и фирменного стиля был осуществлен в 2017-2018 годах. Работа велась в партнёрстве с международным брендинговым агентством Landor&Fitch. Ходят слухи, что на создание нового логотипа и фирменного стиля банк потратил 300 млн долларов. По текущему курсу это примерно 23 млрд рублей.
Когда читаешь о подобных сроках и суммах, надеешься в результате увидеть нечто волшебное, нечто сногсшибательной. Так называемый вау-эффект должен длиться, если не днями и часами, то хотя бы несколько минут. А что получилось в результате?
В результате получилась лишь лёгкая косметика прежнего логотипа. Сначала о том, что осталось неизменным. Кружок остался. Зелёный цвет остался. Галочка в кружке осталась. Что добавилось? Несколько оттенков зелёного, жёлтого, синего и голубого цветов. Логотип стал радужным. Ещё чуть-чуть, и привет ЛГБТ. Что исчезло? В прежнем логотипе галочек было три, скоро останется одна. Логотип из полнотелого круга (за вычетом трёх галочек) превратится в разорванную окружность. И, в общем, больше изменений нет.
Да, логотип стал выглядеть проще и легче. Но. В результате произошедшей косметики, новый логотип "целой вселенной сервисов для жизни человека и бизнеса" стал похож до степени смешения на десятки логотипов других сервисов для жизни человека и бизнеса (смотри скрин экрана смартфона с
логотипами, похожими до степени смешения на новый логотип "Сбера"). Судя по скрину, логотип "Сбера" похож на 34 логотипа других сервисов.
Сколько же на самом деле банк заплатил за создание подобного радужного чуда, мало чем отличающегося от десятков других логотипов? И зачем банк заплатил эти деньги именно этим выбранным художникам? Неужели не нашлось более креативных художников, не зацикленных на правах ЛГБТ сообщества? Почему банк не проверил заранее свой логотип на независимость от других логотипов?
После подобного прокола начинаешь подозревать, что слово "художник" происходит от слова "худо".
P.S.: некоторые пишут, что банк потратил на ребрендинг 2,5 млрд рублей, а не 300 млн долларов. Увы, они ошибаются в цифрах. Сам банк в своём пресс-релизе написал, что 2,5 млрд рублей – это "дополнительные расходы на внедрение нового бренда". Подчеркну – не на первоначальное создание, а на последующее внедрение в жизнь. Сумма же создания всех визуальных образов пока остаётся официально не подтверждённой.