Некоторые начали писать, что Россия слезает с нефтяной иглы, потому что доля нефтегазовых доходов в доходах российского федерального бюджета резко снизилась. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.
Доля нефтегазовых доходов в доходах российского федерального бюджета действительно резко снизилась. С марта 2020 года эта доля стабильно находится ниже 30%, а в апреле и в июне опускалась даже ниже 20% (смотри график
"Доля нефти и газа в доходах федерального бюджета РФ"). Это если смотреть на помесячные данные.
Ещё более впечатляющим падение доли нефти и газа в доходах федерального бюджета выглядит, если на том же самом графике
"Доля нефти и газа в доходах федерального бюджета РФ" приводить квартальные данные. С 37,8% в первом квартале нынешнего года эта доля рухнула до 20,0% во втором квартале. Неужели случилось чудо чудесное, и Россия, наконец, слезает с нефтяной иглы?
Для проверки данной гипотезы давайте наложим на представленный выше квартальный график средние за квартал значения цены на нефть (смотри график
"Доля нефти и газа в доходах федерального бюджета РФ и цена на нефть"). И что же мы видим? Вспоминается знаменитое: "Никогда такого не было, и вот опять".
Мы видим, что поведение двух кривых очень похожи. Когда цена нефти снижалась в 2014-2015 годах и в 2019-2020 годах – сразу же снижалась доля нефти и газа в доходах федерального бюджета. А когда цена нефти росла в 2016-2018 годах – сразу же росла доля нефти и газа в доходах федерального бюджета.
Увы и ах. Никакого чуда не случилось. Снижение доли нефтегазовых доходов в доходах российского федерального бюджета снизилось лишь потому, что снизились цены на нефть. Других причин нет. Россия не стала в мгновение ока промышленно развитой державой. Россия по-прежнему плотно сидит на нефтяной игле. И слезать с неё не намерена, судя по всему.
И ещё. Последний представленный в статье график – это очередное наглядное подтверждение тезиса о тотальной зависимости России от нефти. Данная статья, как и все представленные в ней графики, является очередным неоспоримым доказательством простого факта, что люди в РФ не могут стать новой нефтью. Потому что они сами целиком и полностью зависят от нефти. Нет нефти – нет и российской экономики. И людей тоже нет.