По крайней мере, такое впечатление складывается после того, как стало известно о заявках "Яндекса" на регистрацию 17 товарных знаков в банковской, инвестиционной и страховой сферах: ЯБанк, ЯКредит, ЯБиржа, ЯБрокер, ЯВклад, ЯКапитал, ЯСтраховка, ЯСчет, ЯПортфель, ЯСбережения, ЯСейф, ЯЭквайринг, ЯПеревод, ЯВалюта, ЯТрейд, ЯАкции и ЯКэш.
Некоторое время назад "Яндекс" разошёлся со "Сбербанком", продав последнему свою долю в совместном проекте "Яндекс-деньги". Однако, выйдя из одного финансового проекта, компания не оставила попыток закрепиться на финансовом рынке. Косвенным доказательством этого служит регистрация указанных выше товарных знаков. Один из знаков прямо указывает на желание "Яндекса" создать в ближайшее время собственный банк. Будет ли интернет-компания создавать свой банк с нуля, или купит небольшой банк с действующей лицензией, пока не понятно.
В последние годы "Яндекс" активно пытается занять новые рыночные ниши, всё дальше и дальше отдаляясь от своей первоначальной идеи поиска в интернете. "Яндекс" пытается превратиться в многопрофильный аморфный холдинг, постепенно теряя концентрацию и фокус. Зачем?
Понятно, что конкуренцию в самом первом своём бизнесе – поиске в интернет – "Яндекс" безнадёжно проигрывает американскому Google. На сегодня, по данным счётчика liveinternet.ru, доля "Яндекса" на российском рынке поиска в интернете составляет уже менее 39%, а у Google – более 61%.
Возможно, именно поэтому "Яндекс" пытается создать множество непрофильных бизнесов. Почему-то руководство "Яндекса" считает, что на других рынках им повезёт больше. Где-то, может, и повезёт. Авось, что-то да выстрелит. Однако, в рамках одной компании заниматься поиском в интернете, предоставлять услуги такси, заниматься доставкой еды, оказывать банковские услуги – это очень странная стратегия.
Ещё более странная идея – создать новую компанию на стагнирующем рынке. На банковском рынке. Российские банки, как правило, котируются дешевле собственного капитала. Неудивительно, что иностранные инвесторы дружно и активно покидают российский банковский рынок уже в течение многих лет (смотри новость
"Иностранные банки продолжают уходить из России. Настал черёд ещё одних американцев").
В своё время другая американская компания – General Electric – пыталась некоторое время поступать аналогично "Яндексу". Но едва не надорвалась в попытках объять необъятное. Вовремя одумавшись, General Electric под руководством John Francis "Jack" Welch распродала множество непрофильных бизнесов, сконцентрировавшись на нескольких ключевых.
Теперь "Яндекс", через несколько десятилетий, решил, судя по всему, повторить все прежние ошибки General Electric. Ну-ну. В общем, в радужные перспективы будущего ЯБанка верится с очень большим трудом.